Суть налогового маневра в нефтяной отрасли

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли 2020 года

С 1 января 2020 года заработает налоговый маневр в сфере нефтяной промышленности. Его целью является поэтапный рост налоговых платежей за добычу полезных ископаемых, при одновременном снижении акцизов на вывоз нефти и бензина за рубеж. Это неизбежно скажется и на ценах топлива на внутреннем рынке, с которыми предстоит столкнуться рядовым гражданам. Разберем, что представляет собой налоговый маневр в нефтяной отрасли, и как скажутся эти поправки на розничных ценах.

Что это такое

Любой налоговый маневр предусматривает изменение системы налогообложения и поступления платежей в бюджет. В зависимости от целей, которые преследует законодатель, направления маневра могут предусматривать замену одного или нескольких налогов другими сборами, пропорциональное перераспределение поступлений в бюджет, введение заградительных пошлин и мер стимулирования отечественных предприятий.

В нефтяной промышленности налоговые маневры проводят регулярно. В 2018 году рассматривался очередной блок поправок в НК РФ, который станет четвертым маневром для нефтянки. Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

  • в период с 2020 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);
  • в период с 2020 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), с сохранением действующих льгот и преференций;
  • для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;
  • предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Еще до октября 2018 года обсуждались детали налогового маневра, точные сроки и ставки. Для обсуждения показателей реформы были приняты во внимание доводы представителей отечественного НПК. Осенью окончательные цифры и положения маневра были рассмотрены законодателем и приняты в виде поправок в НК РФ. Вступят в силу новые правила с января 2020 года, а в окончательном варианте реформа будет завершена к 2024 году.

Нюансы налогового маневра

В чем заключается необходимость очередного налогового маневра в нефтяной отрасли? В настоящее время, основным источником дохода от нефтяной промышленности является акцизный сбор на вывоз сырой нефти, продуктов переработки и ГСМ. Акцизы напрямую связаны с ценовыми курсами нефти на ведущих мировых биржах и рынках, поэтому прогнозирование бюджетных показателей существенно затруднено.

Введение новых правил налогообложения и применения акцизов позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Полностью игнорировать эти показатели невозможно, поэтому курсы нефтяных бирж будут применяться при введении дополнительных пошлин и предоставлении мер поддержки предприятиям с большой долей внутреннего производства.

Ключевой целью маневра является постепенное увеличение доли НДПИ в доходной части бюджета, с одновременным снижением акцизных ставок. На практике, такие нормы будут реализованы следующим образом:

  1. снижение ставок акциза будет происходить на протяжении 6 лет, и завершится в 2024 году установлением нулевой ставки;
  2. налог на добычу полезных ископаемых (в том числе, нефти) будет расти пропорционально, однако достигнет планируемых ставок уже к 2021 году;
  3. в период с 2020 по 2024 год доля поступлений в бюджет от НДПИ будет расти, тогда как акцизная составляющая, напротив, будет снижаться.

После 2024 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.

Уменьшение акцизных ставок на нефть и ГСМ неизбежно стимулирует рост экспорта. В таких условиях, доля топлива, поставляемого на внутренний рынок, может заметно снизиться, что повлечет рост цен на автозаправках. Чтобы избежать таких последствий, государство вводит ряд льгот и преференций для производителей, работающих для внутреннего рынка:

  • обратный акциз будет предоставлен предприятиям, перерабатывающим и реализующим ГСМ на отечественном рынке;
  • на предоставление обратных акцизов могут рассчитывать компании, включенные в санкционные списки США и стран ЕС (для них требование о проведении модернизации будет необязательным);
  • дополнительные меры поддержки будут предоставлены предприятиям, проводящим модернизацию производства, либо представивших гарантию модернизации в течение 3 лет (точный пакет льгот будет озвучен к концу года);
  • вводятся логистические коэффициенты для расчета вычетов по акцизам на переходный период (чем больше топлива будет поставлено на внутренний рынок, тем больше будет вычет);
  • планируется введение заградительных пошлин за реэкспорт и реимпорт нефти и ГСМ.

Логистические коэффициенты будут отличаться, в зависимости от региона расположения предприятия НПК. Наиболее высокий показатель коэффициента вводится для предприятий в Хакасии и Красноярском крае (1.5). Логистические коэффициенты сохранят свое действие даже после завершения налогового маневра.

При расчете обратных акцизов и логистических коэффициентов будут учитываться и иные факторы:

  1. доля высококачественного топлива в общем объеме производства предприятия;
  2. мировые цены на нефть и продукты переработки;
  3. усредненный показатель оптовых цен на внутреннем рынке РФ;
  4. ценовые показатели экспортной альтернативы на нефть.

Ожидаемое увеличение доходов в бюджет от проведения налогового маневра будет достигать 1.6 трлн. руб. к 2024 году. Действующие льготы на добычу полезных ископаемых сохранятся в неизменном виде. На них могут рассчитывать геологоразведочные предприятия, а также компании, добывающие нефть на труднодоступных территориях, незначительных месторождениях.

Вырастут ли цены

Любая налоговая реформа неизбежно сказывается на оптовых и розничных ценах в пределах страны. Поскольку общая налоговая нагрузка на предприятия НПК вырастет, неизбежно повысятся и розничные цены на бензин, дизельное топливо, иные виды ГСМ. Однако Правительство РФ гарантирует, что будет постоянно держать на контроле состояние цен на оптовых и розничных рынках, чтобы не допустить обвального повышения.

В качестве мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей, могут предусматриваться:

  • введение временных мораториев на рост цен (последний раз к такому мораторию государство прибегало летом 2018 года);
  • введение временных заградительных пошлин на вывоз нефти и ГСМ за рубеж, при которых предприятиям будет выгоднее поставлять продукцию на отечественный рынок;
  • введение экстренной пошлины в размере до 90% стандартной ставки, если мировые цены на нефть повысились более чем на 15%.

Для рядовых автовладельцев указанные меры мало что скажут, тем более что их принятие может затянуться на месяцы. Однако, комментируя поправки в НК РФ о проведении налогового маневра Представители Правительства РФ неоднократно подтверждали курс на сохранение текущих цен на бензин и ГСМ, либо на контролируемый рост.

Суть налогового маневра:

Почем российский «налоговый маневр». Наивные вопросы про значение нефти для Беларуси

Беларусь и Россия опять делят нефтяные доходы. Тому виной так называемый налоговый маневр в РФ. Много об этом говорят, однако для неспециалистов — это темный лес. И чтобы разобраться в этой истории, для начала следует оценить значение нефтяного сектора для Беларуси. А оно велико. Поэтому и такой градус напряжения.

Сколько и у кого Беларусь покупает нефти?

Почти все углеводороды Беларусь закупает в России. Были попытки поставок нефти из Венесуэлы, Азербайджана и Ирана, но дешевле обходится беспошлинная российская нефть. Беларусь покупает ее по цене около 75% от мировой.

По данным Белстата, за январь-июнь 2018 года Беларусь импортировала из России 9 млн тонн на 3,4 млрд долларов. Цена составила 377 долларов за тонну (50,4 доллара за баррель). За тот же период средняя цена нефти марки Urals на мировом рынке была 68,83 доллара за баррель.

В 2017 году Москва и Минск договорились о поставке 24 млн тонн нефти в год, из которых фактически поставляется 18 млн тонн. А за 6 млн тонн Россия компенсирует Беларуси в рамках процедуры «перетаможки», то есть пошлины от этого объема «черного золота» просто поступают в бюджет Беларуси. По экспертным оценкам, «перетаможка» принесла 550−600 млн долларов за 2017 год. В этом году цифры могут быть и выше.

Осенью у сторон появились вопросы из-за увеличения поступления в белорусский бюджет средств от «перетаможки», связанной с ростом цен на нефть. В итоге Минск получил 11 октября от Москвы 263 млн долларов от «перетаможки», которые были недоплачены с июля.

Беларусь же добывает нефть и у себя. Куда она девается?

В 70-х годах в стране добывали почти 8 млн тонн нефти. Сейчас — 1,65 млн тонн. Приоритетом стратегии «Белоруснефти» до 2025 года является замедление темпов падения и стабилизация добычи на уровне 1,6 млн тонн в год. «Если мы не будем искать и разрабатывать новые месторождения, не будем бурить новые скважины, то через 2−3 года уровень добычи упадет до 1,2−1,3 млн тонн», — говорил зампред «Белоруснефти» Сергей Каморников.

Вся белорусская нефть идет на экспорт. Так экономически целесообразнее. По крайней мере пока нам доступно дешевое российское сырье. Средняя экспортная цена белорусской нефти в январе — июне 2018 г. составила 487,4 доллара за тонну. Очевидно, что выгоднее перерабатывать российскую нефть. В Беларуси же запасы «черного золота» — трудноизвлекаемые. Плюс к этому вся экспортная пошлина поступает в бюджет. Кроме того, это валютная выручка, которая положительно влияет на торговый баланс страны.

Беларусь также занимается добычей нефти в России и странах Латинской Америки. Но объемы меньше, чем в Беларуси, поэтому погоды не делают.

А сколько нефти стране нужно для собственных нужд?

Внутренняя потребность Беларуси в нефти, по разным оценкам, составляет 6−7 млн тонн нефти. Из этого сырья страна производит не только топливо, но и химическую и промышленную продукцию для собственных нужд.

Казалось бы, этим можно было ограничиться. Но в Беларуси находятся два крупных нефтеперерабатывающих завода (НПЗ). В их модернизацию будут вложены 3,5 млрд долларов. От жизнеспособности НПЗ зависит как минимум судьба двух городов, Мозыря и Новополоцка. Поэтому Беларуси в случае удачной конъюнктуры выгодно перерабатывать как можно больше нефти и продавать больше продукции на экспорт. А мощности после окончания модернизации позволят перерабатывать суммарно как раз 24 млн тонн нефти.

Сколько Беларусь зарабатывает на экспорте нефтепродуктов?

Согласно данным белорусской официальной статистики, за полгода Беларусь поставила на экспорт 6,6 млн т нефтепродуктов на 3,36 млрд долларов. Это ключевой экспортный продукт.

По итогам 2018 года ожидается, что Беларусь продаст на экспорт около 12 млн тонн нефтепродуктов. Из них 11 млн тонн составят поставки спецэкспортера Белорусской нефтяной компании (БНК). Основные группы — это дизтопливо (34% от общего объема поставок), мазут (28%) и бензины (22%).

Крупнейшим покупателем белорусского топлива является Украина. Доля БНК в украинском импорте бензинов составляет 81%, в импорте дизтоплива — 40%. Спецэкспортер также большие объемы поставляет в порты стран Балтии, откуда трейдеры развозят отечественный бензин и дизель по разным странам мира.

А Беларусь только продает нефтепродукты? Писали, что и покупает

По данным агентства Argus, железнодорожные поставки нефтепродуктов из России в Беларусь в январе — августе 2018 года составили 2,38 млн тонн, что на 375 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период 2017 года. Больше всего отгружалось мазута (860 тыс. тонн), нафты (733 тыс.) и вакуумного газойля (589 тыс). В денежном выражении получилось около 1 млрд долларов.

Часть продукции предназначалась для нужд нефтехимических заводов Беларуси. Но львиная доля нефтепродуктов реэкспортировалась преимущественно в Украину и страны Балтии. И это вызывало недовольство Москвы, потому что приносило белорусскому бюджету дополнительные доходы от пошлин, а российскому — потери. С 1 октября Россия ввела запрет на экспорт светлых и темных нефтепродуктов, а также сжиженного углеводородного газа в Беларусь. А вот заявки для нужд белорусских заводов обещает удовлетворять в полном объеме. В Москве посчитали, что Беларуси можно импортировать лишь 100−300 тыс. тонн российских нефтепродуктов в год, но никак не нынешние 2−3 млн тонн.

Это не первый подобный спорный случай в белорусско-российских отношениях. Ранее была нашумевшая история с растворителями и разбавителями. В Москве считали несправедливой дополнительную наживу Беларуси. «Мы купили товар, за него заплатили. Точно так же металлы покупаем, комплектующие, делаем трактор МТЗ и продаем. Претензий же нет. Нет, здесь, как я говорю, отходы нефтепереработки, которые не реализуются в России, компании продали нашим, мы доработали (нашли технологию), продали, заработали какую-то копейку», — пытался отстоять позицию белорусской стороны Александр Лукашенко. Но не получилось.

Интересно, что как ранее, так и сейчас поставками занимались белорусские и российские олигархи.

А в чем проблема теперь? Что за налоговый маневр?

Россия запустила налоговый маневр в нефтяной сфере в 2015 году. Сейчас сверстан план по его завершению. Предполагается, что в 2020−2024 годах вывозная пошлина на нефть в России, которую не уплачивает Беларусь при импорте углеводородного сырья, снизится с 30 до 0%. Одновременно с этим будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых, что может привести к увеличению входящей стоимости нефти для Беларуси до фактически мирового уровня.

Ожидается, что в 2020 году она вырастет до 416 долларов за тонну. Сейчас, как говорилось выше, это около 75% от мировой рыночной цены на нефть.

Халява закончилась?

Да, но есть нюансы. По мнению Минска, действия Кремля противоречат сути создания Евразийского экономического союза, который предполагал создание единого рынка энергоносителей.

За три последних года Беларусь недополучила из-за налогового маневра 3,6 млрд долларов. По оценкам белорусской стороны, потери для Беларуси за последующие годы составят порядка 8−12 млрд долларов в зависимости от цены на нефть. Треть — это выпадающие доходы бюджета от экспортных пошлин. Остальное — ухудшение экономики двух нефтеперерабатывающих заводов.

Источника, который бы заместил выпадающие доходы, сейчас попросту нет. Потери доходов бюджета будут компенсироваться в основном за счет сокращения расходов, прогнозировал замминистра финансов Андрей Белковец.

Россия, реализуя налоговый маневр, вводит новый механизм субсидирования собственных переработчиков нефти (отрицательный акциз), для введения которого в белорусском бюджете средств нет. В Минфине Беларуси предполагают, что в результате этого может сложиться непропорциональный рынок топлива: в нашей стране стоимость топлива в таком случае будет намного превышать цену топлива в России, а «российские нефтепродукты будут вытеснять белорусские нефтепродукты с нашего собственного рынка».

В этой ситуации Минск пытается договориться с Москвой о компенсации Беларуси последствий налогового маневра. Рассматриваются два варианта компенсации: Россия предлагает межбюджетный трансферт, а Беларусь, по словам премьер-министра Сергея Румаса, предпочитает «фиксацию этой компенсации в цене получаемой нефти». Стороны планировали найти взаимоприемлемое решение к 15 декабря этого года.

Значит, с 2024 года в Беларуси будут мировые цены и на бензин?

Недавно концерн «Белнефтехим» уже ответил на злободневные вопросы о цене бензина. Уровень цен на нефтепродукты зависит от многих факторов: стоимости нефти, налоговой нагрузки, курса валют, уровня цен в сопредельных государствах, ряда других показателей. Ранее, в начале 2010-х годов, до начала российского налогового маневра, когда цена российской нефти не превышала 50% от мировой, у НПЗ была возможность помогать населению за счет более прибыльного экспорта. Сейчас такой возможности нет.

Вместе с тем на внутреннем рынке Беларуси концерн придерживается политики сдерживания цен. В настоящее время цена на моторное топливо в Беларуси дотируется нефтеперерабатывающими заводами, которые несут убытки и не имеют возможности возместить возросшие затраты на приобретение нефти, которая составляет в затратах НПЗ более 80%. Так продолжаться не может. Заводам необходимы деньги на покупку и переработку нефти, чтобы рынок Беларуси вообще не остался без своего бензина. Концерн считает обоснованным установление цены на моторное топливо как минимум на уровне, компенсирующем затраты НПЗ. В этом суть регулярного повышения стоимости топлива на копейку.

Чтобы подготовиться к работе в новых условиях, НПЗ пытаются ускорить модернизацию своих мощностей. Ожидается, что глубина переработки нефти составит порядка 90%, выход более маржинальных светлых нефтепродуктов увеличится до 70%. А вот что будет через несколько лет с ценой на нефть, «братскими отношениями» с РФ и валютным курсом, вряд ли кто сейчас сможет точно предсказать. Поэтому и ответ на вопрос о будущем цен на бензин неоднозначный.

Что за налоговый маневр в нефтяной отрасли и зачем он нужен?

21 июня правительство одобрило вариант налогового маневра в нефтяной отрасли. Суть его заключается в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате таких изменений экспорт нефти станет более выгодным, а цена на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке вырастет.

Чтобы отчасти компенсировать рост цен на топливо, правительство собирается принять так называемый плавающий акциз. Повышать для НПЗ его будут в период низких цен на нефть, а в периоды высоких цен налоговая нагрузка на НПЗ будет наоборот снижаться.

Кроме этого, правительство планирует смягчить реформу обратным акцизом. Это налог, который предполагает возврат акцизов с объемов нефти, которые идут на переработку. Его размер зависит от корзины нефтепродуктов. Чтобы он был максимальным, НПЗ не должен выпускать темных нефтепродуктов.

Ранее им могли воспользоваться заводы, выпускающие бензин в объеме более 10% от первичной переработки и компании, попавшие под финансовые санкции. Теперь его решили предоставить компаниям, которые собираются модернизировать свои НПЗ. Также правительство хочет ввести повышающие коэффициенты к обратному акцизу для тех НПЗ, которые расположены далеко от границы и меньше зарабатывают на экспорте.

Зачем нужен налоговый маневр?

Министерство финансов предлагало обнулить экспортную пошлину на нефть с начала этого года, но против этого выступает Минэнерго, которое считает, что это может привести к падению объемов нефтепереработки на 20% и закрытию ряда НПЗ.

«Историю с нефтяным налоговым маневром изначально затевал Минфин для того, чтобы пополнить бюджет, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Раньше работала такая схема — есть две точки нефтяной отрасли, из которых изымают деньги. Когда вы из-под земли достали нефть, вы платите налог на добычу полезных ископаемых с объема, который вы извлекли. Например, добываем 547 млн тонн, 279 млн идет на внутреннюю переработку на НПЗ, а все остальное уходит на экспорт в сыром виде. С каждой тонны сырого экспорта платится экспортная пошлина. Получается, что на внутреннем рынке нефть дешевле, чем на внешнем. Получается, что у нас бензин и нефть дешевле, чем за рубежом. Налоговый маневр предполагает, что вы обнуляете экспортную пошлину и повышаете НДПИ. То есть всю нагрузку переносите на скважину. В результате получается, что нефть для НПЗ становится такой же дорогой, как и для внешних потребителей. Такая политика ведет к росту цен на бензин уже на внутреннем рынке. Поэтому правительство пытается придумать, как и налоговый маневр завершить, и цены удержать».

По словам эксперта, нефтяной налоговый маневр нужен в первую очередь для пополнения бюджета. «Если вы собираете только НДПИ, то получается, что сбор налогов идет со всех 547 млн тонн. Естественно, остается гораздо больше доходов в бюджет. Здесь каждое ведомство выполняет свою задачу. Минфин должен наполнять бюджет, чтобы не возникало дефицита. Вот для этого и придуман такой маневр, который имеет цель наполнить бюджет. Деньги нужны для выполнения майских указов, индексации пенсий и т.д.

Здесь каждый получается прав, но в итоге выходит не очень хорошо, потому что повышение цен на бензин является болезненным вопросом для населения, оно начинает бунтовать, проводить акции протеста. Поэтому стоит вопрос, а нужен ли на самом деле такой маневр, когда и так все работало, а теперь приходится придумывать какие-то инструменты, как регулировать цены на бензин и отрицательные акцизы, которые как ранее предполагалось будут запирать регионы и на них строить дороги. Если их уменьшать, то получается, что регионы опять будут недополучать, с бюджета им будут что-то компенсировать. Возникает вопрос — зачем пополнять бюджет, чтобы потом распределять из него средства по регионам. Страдает и переработка, потому что нефтяникам становится совсем не выгодно перерабатывать нефть на внутреннем рынке в больших мощностях», — говорит Юшков.

В правительстве заявляют, что за счет нефтяного налогового маневра российский бюджет получит за шесть лет около 1,5 триллиона рублей. Принять закон планируют в эту сессию, которая заканчивается в середине июля.

Чем опасен нефтяной налоговый маневр

Топливный рынок на пороге передела

25.06.2018 в 16:25, просмотров: 4920

Налоговое маневрирование в нефтяной отрасли, начатое еще в 2015 году, решено завершить, кто бы сомневался, в 2024 году. Самое любопытное — не очередное подтверждение перехода российской активности в экономической политике (и не только в ней) на шестилетки, в чем уже нет ничего неожиданного. Суть новой системы налогового регулирования — сочетание автоматических рычагов и ручных методов. А это может стать весьма гремучей смесью.

Суть маневра — переход нефтяных доходов федерального бюджета с экспортной пошлины на сырую нефть на поступления от налога на добычу полезных ископаемых (нефть). К 2024 году пошлина будет ликвидирована в результате сокращения с нынешнего уровня 30% за шесть лет ежегодным шагом в 5%. Повышение НДПИ, а оно будет происходить до 2021 года, распространится на всю, а не только на экспортируемую нефть.

Так достигается главная цель маневра — независимость бюджета от капризов нефтяной конъюнктуры. «В рамках завершения налогового маневра мы сейчас прорабатываем системные механизмы демпфирования такого стремительного изменения цены на нефть на внутреннем рынке и в оптовом звене в зависимости от колебания мировых цен на нефть. Продумываем некую формулу, которая позволила бы снижать эти риски. Необходимо найти системное решение, потому что принимать каждый раз точечные решения — это неправильно» — так формулировал цель маневра директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Если оперировать только ликвидацией экспортной пошлины на нефть и ростом НДПИ, то совершенно очевидно: эта пара стимулирует рост внутренних цен на нефть и вывоз сырой нефти, так что цены на нефтепродукты вырастут. Правительство, конечно, видит эту опасность и дополняет налоговый маневр страховочными мерами. Это прежде всего отрицательный акциз, представляющий собой компенсирующую субсидию, которую получат НПЗ, но не все, а те, что производят бензин и дизельное топливо не ниже пятого класса, поставляя, как рассказал министр энергетики Александр Новак, не менее 10% произведенного топлива на внутренний рынок. Те НПЗ, которые пока не освоили производство бензина пятого класса, получат для модернизации еще три года.

Сохранятся и привычные положительные акцизы. Из-за недавнего скачка цен на бензин, произошедшего именно в рамках нефтяного налогового маневра, подъема акциза на бензин, который должен был состояться 1 июля, не произойдет. Более того, акциз был снижен, и это был самый действенный удар по росту бензиновых цен, остановивший их. Но это временная мера. В 2020 году акцизы вернутся к восхождению. Ставка акциза повысится с нынешних 8,213 тысячи рублей за тонну бензина до 12,3 тысячи рублей.

Как у доктора Пилюлькина из сказки про Незнайку был универсальные средства для всех пациентов: касторка и йод, так и у правительства — НДПИ и акцизы (положительные и отрицательные). Ну и каковы ожидаемые результаты такого «лечения»?

Главный итог назвал вице-премьер Дмитрий Козак: «1,3–1,6 трлн рублей в течение шести лет получит федеральный бюджет от налогового маневра». Кто эти деньги заплатит? Нефтяники, но не они одни. Уже есть оценки, по которым бензин и дизтопливо подорожают в среднем на 30 копеек за литр, цена на остальные нефтепродукты повысится в полтора раза. Так что платить придется всем. В чем, впрочем, с самого начала мало кто сомневался.

Есть и еще один итог. Расширяется сфера ручного управления. Самый яркий пример — туман вокруг отрицательной ставки акциза, то есть части акцизного платежа, которую вернут нефтепереработчикам. Дмитрий Козак признал, что ставка будет дифференцирована для разных НПЗ.

Строго говоря, это вмешательство в механизм конкуренции и объект лоббистских битв. Уже объявлено, что льготный механизм будет применяться к компаниям, реализующим крупные проекты, а также подпавшим под санкции. Так что простор для принятия индивидуальных решений открыт. Вместе со всеми хорошо известными сопутствующими явлениями. Скорее всего, рынок нефтепереработки ждет передел. И не исключительно по экономическим причинам.

Заголовок в газете: Топливный рынок на пороге передела
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27714 от 26 июня 2018 Тэги: Бензин, Налоги, Нефть, Санкции, Энергетика, Финансы, Деньги Организации: Правительство РФ ОПЕК

Зачем нужен налоговый маневр в нефтяной отрасли

С 1 января 2020 года заработает налоговый маневр в сфере нефтяной промышленности. Его целью является поэтапный рост налоговых платежей за добычу полезных ископаемых, при одновременном снижении акцизов на вывоз нефти и бензина за рубеж. Это неизбежно скажется и на ценах топлива на внутреннем рынке, с которыми предстоит столкнуться рядовым гражданам. Разберем, что представляет собой налоговый маневр в нефтяной отрасли, и как скажутся эти поправки на розничных ценах.

Что это такое

Любой налоговый маневр предусматривает изменение системы налогообложения и поступления платежей в бюджет. В зависимости от целей, которые преследует законодатель, направления маневра могут предусматривать замену одного или нескольких налогов другими сборами, пропорциональное перераспределение поступлений в бюджет, введение заградительных пошлин и мер стимулирования отечественных предприятий.

В нефтяной промышленности налоговые маневры проводят регулярно. В 2018 году рассматривался очередной блок поправок в НК РФ, который станет четвертым маневром для нефтянки.

Суть налогового маневра в нефтяной отрасли заключается в следующем:

в период с 2020 по 2024 год будет происходить поэтапное снижение и отказ от акцизов на вывоз нефти и ГСМ за рубеж (в 2024 году ставка акциза должна быть равна 0, за исключением отдельных видов нефтепродуктов);

в период с 2020 по 2021 год будет осуществляться повышение ставок НДПИ (налог на добычу полезных ископаЧто это такое емых), с сохранением действующих льгот и преференций;

для предприятий, производящих и реализующих ГСМ на внутреннем рынке, будет введен обратный акциз на топливо, что должно устранить риски повышения оптовых и розничных цен;

предполагается введение дополнительных мер поддержки для реализации ГСМ в пределах страны и замедления ценового роста.

Еще до октября 2018 года обсуждались детали налогового маневра, точные сроки и ставки. Для обсуждения показателей реформы были приняты во внимание доводы представителей отечественного НПК. Осенью окончательные цифры и положения маневра были рассмотрены законодателем и приняты в виде поправок в НК РФ. Вступят в силу новые правила с января 2020 года, а в окончательном варианте реформа будет завершена к 2024 году.

Нюансы налогового маневра

В чем заключается необходимость очередного налогового маневра в нефтяной отрасли? В настоящее время, основным источником дохода от нефтяной промышленности является акцизный сбор на вывоз сырой нефти, продуктов переработки и ГСМ. Акцизы напрямую связаны с ценовыми курсами нефти на ведущих мировых биржах и рынках, поэтому прогнозирование бюджетных показателей существенно затруднено.

Введение новых правил налогообложения и применения акцизов позволит бюджету снизить зависимость от мировых цен на нефть. Полностью игнорировать эти показатели невозможно, поэтому курсы нефтяных бирж будут применяться при введении дополнительных пошлин и предоставлении мер поддержки предприятиям с большой долей внутреннего производства.

Ключевой целью маневра является постепенное увеличение доли НДПИ в доходной части бюджета, с одновременным снижением акцизных ставок. На практике, такие нормы будут реализованы следующим образом:

снижение ставок акциза будет происходить на протяжении 6 лет, и завершится в 2024 году установлением нулевой ставки; налог на добычу полезных ископаемых (в том числе, нефти) будет расти пропорционально, однако достигнет планируемых ставок уже к 2021 году;

в период с 2020 по 2024 год доля поступлений в бюджет от НДПИ будет расти, тогда как акцизная составляющая, напротив, будет снижаться.

После 2024 года все положения налоговой реформы окончательно вступят в силу.

Уменьшение акцизных ставок на нефть и ГСМ неизбежно стимулирует рост экспорта. В таких условиях, доля топлива, поставляемого на внутренний рынок, может заметно снизиться, что повлечет рост цен на автозаправках. Чтобы избежать таких последствий, государство вводит ряд льгот и преференций для производителей, работающих для внутреннего рынка:

обратный акциз будет предоставлен предприятиям, перерабатывающим и реализующим ГСМ на отечественном рынке;

на предоставление обратных акцизов могут рассчитывать компании, включенные в санкционные списки США и стран ЕС (для них требование о проведении модернизации будет необязательным);

дополнительные меры поддержки будут предоставлены предприятиям, проводящим модернизацию производства, либо представивших гарантию модернизации в течение 3 лет (точный пакет льгот будет озвучен к концу года);

вводятся логистические коэффициенты для расчета вычетов по акцизам на переходный период (чем больше топлива будет поставлено на внутренний рынок, тем больше будет вычет);

планируется введение заградительных пошлин за реэкспорт и реимпорт нефти и ГСМ.

Логистические коэффициенты будут отличаться, в зависимости от региона расположения предприятия НПК. Наиболее высокий показатель коэффициента вводится для предприятий в Хакасии и Красноярском крае (1.5). Логистические коэффициенты сохранят свое действие даже после завершения налогового маневра.

При расчете обратных акцизов и логистических коэффициентов будут учитываться и иные факторы:

доля высококачественного топлива в общем объеме производства предприятия;

мировые цены на нефть и продукты переработки;

усредненный показатель оптовых цен на внутреннем рынке РФ;

ценовые показатели экспортной альтернативы на нефть.

Ожидаемое увеличение доходов в бюджет от проведения налогового маневра будет достигать 1.6 трлн. руб. к 2024 году. Действующие льготы на добычу полезных ископаемых сохранятся в неизменном виде. На них могут рассчитывать геологоразведочные предприятия, а также компании, добывающие нефть на труднодоступных территориях, незначительных месторождениях.

Вырастут ли цены

Любая налоговая реформа неизбежно сказывается на оптовых и розничных ценах в пределах страны. Поскольку общая налоговая нагрузка на предприятия НПК вырастет, неизбежно повысятся и розничные цены на бензин, дизельное топливо, иные виды ГСМ. Однако Правительство РФ гарантирует, что будет постоянно держать на контроле состояние цен на оптовых и розничных рынках, чтобы не допустить обвального повышения.

В качестве мер по защите внутреннего рынка и интересов рядовых потребителей, могут предусматриваться:

введение временных мораториев на рост цен (последний раз к такому мораторию государство прибегало летом 2018 года);

введение временных заградительных пошлин на вывоз нефти и ГСМ за рубеж, при которых предприятиям будет выгоднее поставлять продукцию на отечественный рынок;

введение экстренной пошлины в размере до 90% стандартной ставки, если мировые цены на нефть повысились более чем на 15%.

Для рядовых автовладельцев указанные меры мало что скажут, тем более что их принятие может затянуться на месяцы. Однако, комментируя поправки в НК РФ о проведении налогового маневра Представители Правительства РФ неоднократно подтверждали курс на сохранение текущих цен на бензин и ГСМ, либо на контролируемый рост.

Источники:
http://news.tut.by/economics/619082.html
http://aif.ru/money/economy/chto_za_nalogovyy_manevr_v_neftyanoy_otrasli_i_zachem_on_nuzhen
http://www.mk.ru/economics/2018/06/25/chem-opasen-neftyanoy-nalogovyy-manevr.html
http://tass.ru/ekonomika/5315335
http://www.rbc.ru/opinions/economics/05/02/2015/54d2617c9a79470ed51aa22e
http://aftershock.news/?q=node/712265&full
http://nalog-nalog.ru/ndfl/stavka_ndfl/ndfl_s_nerezidentov_rf/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию