В налоговой декларации ошибка: действия налогоплательщика

Порядок исправления ошибок в налоговых декларациях

Правила исправления ошибок в налоговых декларациях установлены пунктом 1 ст. 54 НК РФ:

1) при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения);

2) в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения);

3) налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Порядок внесения изменений в налоговую декларацию установлен статьей 81 НК РФ:

– при обнаружении факта занижения налоговой базы и неполной уплаты суммы налога налогоплательщик обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;

– при обнаружении недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;

– налоговый агент в любом случае (и при занижении, и при завышении суммы налога) обязан представить уточненный расчет налога, подлежащего уплате в бюджет.

Уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком (п. 5 ст. 81 НК РФ):

– в налоговый орган по месту учета;

– по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Порядок применения ответственности к налогоплательщику, представившему уточненную декларацию с суммой налога к доплате, регулируется п.п. 2 – 4 ст. 81 НК РФ:

1) если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации;

2) если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал:

– об обнаружении налоговым органом ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога;

– (или) о назначении выездной налоговой проверки;

3) если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации

а) до момента:

– когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом ошибок в представленной декларации либо о назначении выездной налоговой проверки;

– (и) уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

б) после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

В налоговой декларации ошибка: действия налогоплательщика

Налоговые декларации могут предоставляться в ФНС РФ как физическими, так и юридическими лицами. Соответствующие документы во многих случаях характеризуются сложной структурой, и при их составлении возможны ошибки. Рассмотрим то, каким может быть порядок действий налогоплательщика, совершившего ошибку при заполнении декларации по тому или иному налогу.

Ошибка в декларации: правовые последствия

Если в налоговой декларации — ошибка, то какие правовые последствия она может повлечь?

Все зависит от характера данной ошибки. В наибольшей степени критично, если она приводит к занижению налоговой базы, к необоснованному уменьшению налога. Если данная ошибка обнаружена специалистами ФНС при налоговой проверке — на налогоплательщика могут быть наложены штрафные санкции.

Если занижения налоговой базы не происходит — то ошибка в общем случае может не привести к значительным правовым последствиям. Исключение — если ошибки в декларации однозначно не позволяют идентифицировать налогоплательщика. В этом случае документ может быть рассмотрен как не предоставленный, что также предполагает наложение штрафных санкций на налогоплательщика.

В отсутствии ошибок в декларации может быть заинтересован и сам налогоплательщик. Например, если он оформляет крупный налоговый вычет, то может недосчитаться его части — если не задекларирует все доходы корректно.

Если в декларации присутствуют ошибки, которые приводят к неприятным для налогоплательщика правовым последствиям, то ему необходимо подать в территориальное подразделение ФНС по месту прописки уточненную декларацию. То, какой налог уплачивается, принципиального значения не имеет. Механизм корректировки ошибок, в целом, одинаковый для всех типов налогов — уплачиваемых как физическими, так и юридическими лицами.

Изучим специфику подачи уточненного отчетного документа в ФНС.

Подача уточненной декларации в ФНС: нюансы

Уточненная декларация в общем случае составляется по той же форме, что применена при подаче исходной декларации. Например, если человек подал соответствующий отчетный документ в ФНС в 2015 году по установленной форме, то при обнаружении в нем ошибки ему нужно будет направить налоговикам уточненную декларацию по той же форме. Тот факт, что к тому моменту может быть принята новая форма декларации, не имеет значения.

Заполняться уточненная декларация должна точно так же, как и исходная. По содержанию она будет идентична ей во всех компонентах, кроме тех, что подлежат корректировке — то есть, содержащих ошибку.

Однако, если уточненный документ подается в ФНС в целях избежания санкций за занижение налоговой базы — можно применять и текущую форму декларации. Главное — отразить в ней сведения, с одной стороны, не противоречащие тем, что зафиксированы в исходном документе, с другой — отражающие корректировки по блокам с ошибками.

Изучим теперь особенности заполнения рассматриваемого документа.

Заполнение уточненной декларации

Как мы отметили выше, основная часть сведений в уточненной декларации будет повторять те, что отражены в исходном документе — за исключением тех данных, что корректируются. В уточненной декларации обязательно нужно фиксировать номер корректировки. Если соответствующий документ подается в ФНС в первый раз — проставляется цифра 1. Если во второй — цифра 2 и т. д.

Заполнить документ, о котором идет речь, можно как с помощью компьютера, так и вручную. Достаточно удобен сервис, доступный в Личном кабинете на сайте ФНС России. Главное, чтобы те сведения, что не нужно корректировать, остались теми же, что отражены в исходной декларации.

Рекомендуется прикладывать к уточненной декларации прочие документы, которые удостоверяют законность внесения корректировок. Например — пояснительную записку, содержащую разъяснения налогоплательщика касательно цели предоставления рассматриваемого документа.

Заполненную декларацию нужно будет подать в ФНС, а также при необходимости осуществить действия, направленные на преодоление правовых последствий совершения ошибок при заполнении исходного документа.

Отправка декларации и преодоление последствий ошибок

Заполненную уточненную декларацию нужно передать в ФНС. Налогоплательщик может сделать это:

  • лично;
  • через доверенное лицо;
  • по почте (желательно письмом с уведомлением, а также описью документов — особенно, если будут использоваться приложения);
  • в электронном виде — в порядке, установленном законодательством о применении электронной подписи и онлайновых ресурсов государственных ведомств.

Если декларация подается в ФНС лично или через доверенное лицо, то человеку, посещающему ведомство, рекомендуется запрашивать у инспекторов копию документа с отметкой о его получении. Аналогично — следует составить сопроводительный документ с описью приложений в двух экземплярах, на одном из которых желательно присутствие соответствующей отметки.

В случае отправки документа по почте заказным письмом факт получения ФНС документов удостоверяется почтовым уведомлением. При задействовании электронных каналов все сведения об отправке документов в режиме онлайн, как правило, фиксируются в используемых интерфейсах.

Законодательством РФ не установлено конкретных сроков подачи уточненной декларации в Налоговую службу. Но желательно сделать это как можно быстрее, лучше всего — до того момента, как ФНС приступит к проведению налоговой проверки по исходной декларации.

В случае, если правовые последствия совершения ошибки при заполнении соответствующего отчетного документа все же наступили — необходимо их преодолеть.

В начале статьи мы отметили, что одним из самых серьезных последствий может быть штраф за необоснованное уменьшение налога. В связи с этим, налогоплательщику, получившему данный штраф, нужно будет заплатить его, а также недостающую сумму налога.

Если уточненную декларацию налогоплательщик успел подать до проверки — штрафа можно избежать. Возможна ситуация, при которой ФНС, обнаружив ошибку, не штрафует налогоплательщика сразу, а предлагает ему в ближайшее время исправить ее.

В этом случае налог должен быть оперативно исчислен в корректной величине и своевременно уплачен. При необходимости за консультацией по исчислению налога с учетом поправок в налоговой отчетности также можно обратиться к специалистам Налоговой службы.

ФНС вправе инициировать взыскания по непогашенным задолженностям налогоплательщика — в порядке, предусмотренном законодательством.

Ошибка в декларации.

– Статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Срок представления такой уточненной декларации определен фактом обнаружения налогоплательщиком в поданной налоговой декларации ошибки.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

– Что грозит декларанту, если он не примет мер по устранению ошибок в уже поданной в налоговый орган декларации? Что происходит, если ошибку находит инспектор?

– Статьей 88 Кодекса установлено, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Кодекса.

Совершение налогоплательщиком налогового правонарушения, выразившегося в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), влечет за собой привлечение данного лица к налоговой ответственности в соответствии со статьей 122 Кодекса.

Следует отметить, что согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 81 Кодекса, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Что делать, если в декларации 3-НДФЛ допущена ошибка?

Если вы сдали налоговую декларацию 3-НДФЛ и впоследствии обнаружили, что в ней не отражены некоторые сведения или имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и, соответственно, влияют на исчисленный размер НДФЛ, значит, в налоговую декларацию нужно внести изменения и подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ). Чтобы подать уточненную налоговую декларацию, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, приводят ли обнаруженные ошибки к занижению сумм налога, подлежащего уплате

Если ошибки (искажения) в поданной вами в налоговый орган налоговой декларации 3-НДФЛ приводят к занижению суммы НДФЛ, подлежащей уплате, то вы обязаны внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Если выявленная вами ошибка или недостоверные сведения не приводят к занижению суммы НДФЛ, подлежащей уплате, то вы вправе, но не обязаны внести в декларацию 3-НДФЛ необходимые изменения и представить уточненную декларацию (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).

Это правило распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе физических лиц, заявивших в декларации 3-НДФЛ тот или иной налоговый вычет.

Гражданин подал налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2016 г. и заявил имущественный налоговый вычет по расходам на приобретение квартиры (право собственности на квартиру оформлено в 2016 г.). После подачи декларации обнаружилось, что не учтен доход, по которому был уплачен НДФЛ, в результате чего была занижена сумма имущественного вычета.

В этом случае гражданин вправе подать уточненную налоговую декларацию по НДФЛ и произвести перерасчет размера имущественного налогового вычета по расходам на приобретение квартиры.

Шаг 2. Заполните уточненную налоговую декларацию

В общем случае перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ). То есть если в 2016 г. вы обнаружили ошибку в декларации 3-НДФЛ, поданной за 2013 г., то для заполнения уточненной налоговой декларации необходимо использовать форму 3-НДФЛ, которая использовалась при представлении отчетности за 2013 г.

Если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога, то в этом случае перерасчет может производиться в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).

Если корректировать декларацию вы будете впервые, на титульном листе декларации поле «Номер корректировки» следует заполнить следующим образом: «1—«. Для вторичной уточненной декларации — «2—» и т.д. (пп. 2 п. 3.2 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@).

В уточненной декларации необходимо отразить все данные без ошибок, поскольку смысл уточненной декларации в том, что налогоплательщик вносит изменения в исходную декларацию, а не сдает еще один дополнительный отчет за какой-то из прошлых периодов (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ можно от руки или на компьютере. При этом вы можете воспользоваться сервисом «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» или специальной компьютерной программой «Декларация» на сайте ФНС России.

К декларации приложите документы, обосновывающие внесение соответствующих изменений/дополнений в декларацию, а также заявление на возврат НДФЛ/вычет НДФЛ (при необходимости). Кроме того, можно приложить к декларации пояснительную записку о том, по какой причине уточняется сумма НДФЛ/размер вычета по НДФЛ. Это позволит избежать лишних вопросов инспектора при камеральной проверке.

Что касается уже представленных ранее документов, то нужно учитывать следующее.

В ходе проведения проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные им в ИФНС при проведении камеральных или выездных проверок. Указанное ограничение не распространяется на два случая (п. 5 ст. 93 НК РФ):

1) когда документы ранее представлялись в ИФНС в виде подлинников и впоследствии были возвращены проверяемому лицу;

2) когда документы, представленные в ИФНС, были утрачены налоговой инспекцией вследствие непреодолимой силы.

Таким образом, если вместе с первой декларацией вы представили все необходимые документы, то представлять их повторно вы уже не обязаны. Если подтверждающие документы были представлены в налоговый орган в виде копий, инспектор имеет право ознакомиться с оригиналами указанных документов (абз. 7 п. 2 ст. 93 НК РФ).

Шаг 3. Представьте уточненную налоговую декларацию и подтверждающие документы в налоговый орган

Уточненная налоговая декларация 3-НДФЛ подается в налоговый орган по месту жительства в одном экземпляре (п. 3 ст. 80, п. 1 ст. 83 НК РФ).

Представить налоговую декларацию можно (п. 4 ст. 80 НК РФ):

  • лично или через представителя;
  • почтовым отправлением с описью вложения (желательно с уведомлением о вручении);
  • в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг или личный кабинет налогоплательщика.

При подаче декларации лично или через представителя рекомендуем заполнить и подписать два экземпляра декларации: один останется в налоговом органе, а на втором инспектор сделает отметку о том, что декларация принята. Также желательно составить сопроводительное письмо в двух экземплярах с указанием всех переданных в налоговый орган документов.

Срок представления уточненной декларации законодательством не установлен, поэтому вы можете направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки (искажения). Ошибка будет считаться исправленной, только если вы подали уточняющую декларацию.

Шаг 4. Доплатите налог в бюджет

Если допущенные ошибки (искажения) привели к занижению НДФЛ, доплатите соответствующую сумму налога в бюджет.

В случае нарушения сроков уплаты налога налоговый орган направит вам требование об уплате налога (недоимки), пеней и штрафа (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Если вы не исполните это требование вовремя, то налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности за счет вашего имущества (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования налогового органа сумма вашей задолженности, включая задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (п. 2 ст. 48 НК РФ):

  • превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня превышения задолженности 3 000 руб.;
  • не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

По заявлению налогового органа, поданному мировому судье по вашему месту жительства, возможно вынесение судебного приказа по данным требованиям, если они являются бесспорными (п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 1, ст. ст. 22, 17.1, 123.1, 123.2, п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ; ст. 4 Закона от 05.04.2016 N 103-ФЗ). При этом судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон (ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ).

Однако если вы до вынесения судебного приказа или в течение 20 дней со дня направления вам копии вынесенного судебного приказа представите свои возражения относительно изложенных в нем требований, в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ отменен. В таком случае последует уже судебное разбирательство после обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением (ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

Каковы особенности подачи декларации 3-НДФЛ по почте? Узнать →

Каковы сроки подачи декларации по форме 3-НДФЛ и уплаты налога? Узнать →

Как и в какой срок налоговый орган может взыскать задолженность по налогам? Узнать →

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

В налоговой декларации ошибка: действия налогоплательщика

Налоговые декларации могут предоставляться в ФНС РФ как физическими, так и юридическими лицами. Соответствующие документы во многих случаях характеризуются сложной структурой, и при их составлении возможны ошибки. Рассмотрим то, каким может быть порядок действий налогоплательщика, совершившего ошибку при заполнении декларации по тому или иному налогу.

Если в налоговой декларации — ошибка, то какие правовые последствия она может повлечь?

Все зависит от характера данной ошибки. В наибольшей степени критично, если она приводит к занижению налоговой базы, к необоснованному уменьшению налога. Если данная ошибка обнаружена специалистами ФНС при налоговой проверке — на налогоплательщика могут быть наложены штрафные санкции.

Если занижения налоговой базы не происходит — то ошибка в общем случае может не привести к значительным правовым последствиям. Исключение — если ошибки в декларации однозначно не позволяют идентифицировать налогоплательщика. В этом случае документ может быть рассмотрен как не предоставленный, что также предполагает наложение штрафных санкций на налогоплательщика.

В отсутствии ошибок в декларации может быть заинтересован и сам налогоплательщик. Например, если он оформляет крупный налоговый вычет, то может недосчитаться его части — если не задекларирует все доходы корректно.

Если в декларации присутствуют ошибки, которые приводят к неприятным для налогоплательщика правовым последствиям, то ему необходимо подать в территориальное подразделение ФНС по месту прописки уточненную декларацию. То, какой налог уплачивается, принципиального значения не имеет. Механизм корректировки ошибок, в целом, одинаковый для всех типов налогов — уплачиваемых как физическими, так и юридическими лицами.

Изучим специфику подачи уточненного отчетного документа в ФНС.

Уточненная декларация в общем случае составляется по той же форме, что применена при подаче исходной декларации. Например, если человек подал соответствующий отчетный документ в ФНС в 2015 году по установленной форме, то при обнаружении в нем ошибки ему нужно будет направить налоговикам уточненную декларацию по той же форме. Тот факт, что к тому моменту может быть принята новая форма декларации, не имеет значения.

Заполняться уточненная декларация должна точно так же, как и исходная. По содержанию она будет идентична ей во всех компонентах, кроме тех, что подлежат корректировке — то есть, содержащих ошибку.

Однако, если уточненный документ подается в ФНС в целях избежания санкций за занижение налоговой базы — можно применять и текущую форму декларации. Главное — отразить в ней сведения, с одной стороны, не противоречащие тем, что зафиксированы в исходном документе, с другой — отражающие корректировки по блокам с ошибками.

Изучим теперь особенности заполнения рассматриваемого документа.

Как мы отметили выше, основная часть сведений в уточненной декларации будет повторять те, что отражены в исходном документе — за исключением тех данных, что корректируются. В уточненной декларации обязательно нужно фиксировать номер корректировки. Если соответствующий документ подается в ФНС в первый раз — проставляется цифра 1. Если во второй — цифра 2 и т. д.

Заполнить документ, о котором идет речь, можно как с помощью компьютера, так и вручную. Достаточно удобен сервис, доступный в Личном кабинете на сайте ФНС России. Главное, чтобы те сведения, что не нужно корректировать, остались теми же, что отражены в исходной декларации.

Рекомендуется прикладывать к уточненной декларации прочие документы, которые удостоверяют законность внесения корректировок. Например — пояснительную записку, содержащую разъяснения налогоплательщика касательно цели предоставления рассматриваемого документа.

Заполненную декларацию нужно будет подать в ФНС, а также при необходимости осуществить действия, направленные на преодоление правовых последствий совершения ошибок при заполнении исходного документа.

Отправка декларации и преодоление последствий ошибок

Заполненную уточненную декларацию нужно передать в ФНС. Налогоплательщик может сделать это:

  • лично;
  • через доверенное лицо;
  • по почте (желательно письмом с уведомлением, а также описью документов — особенно, если будут использоваться приложения);
  • в электронном виде — в порядке, установленном законодательством о применении электронной подписи и онлайновых ресурсов государственных ведомств.

Если декларация подается в ФНС лично или через доверенное лицо, то человеку, посещающему ведомство, рекомендуется запрашивать у инспекторов копию документа с отметкой о его получении. Аналогично — следует составить сопроводительный документ с описью приложений в двух экземплярах, на одном из которых желательно присутствие соответствующей отметки.

В случае отправки документа по почте заказным письмом факт получения ФНС документов удостоверяется почтовым уведомлением. При задействовании электронных каналов все сведения об отправке документов в режиме онлайн, как правило, фиксируются в используемых интерфейсах.

Законодательством РФ не установлено конкретных сроков подачи уточненной декларации в Налоговую службу. Но желательно сделать это как можно быстрее, лучше всего — до того момента, как ФНС приступит к проведению налоговой проверки по исходной декларации.

В случае, если правовые последствия совершения ошибки при заполнении соответствующего отчетного документа все же наступили — необходимо их преодолеть.

В начале статьи мы отметили, что одним из самых серьезных последствий может быть штраф за необоснованное уменьшение налога. В связи с этим, налогоплательщику, получившему данный штраф, нужно будет заплатить его, а также недостающую сумму налога.

Если уточненную декларацию налогоплательщик успел подать до проверки — штрафа можно избежать. Возможна ситуация, при которой ФНС, обнаружив ошибку, не штрафует налогоплательщика сразу, а предлагает ему в ближайшее время исправить ее.

В этом случае налог должен быть оперативно исчислен в корректной величине и своевременно уплачен. При необходимости за консультацией по исчислению налога с учетом поправок в налоговой отчетности также можно обратиться к специалистам Налоговой службы.

ФНС вправе инициировать взыскания по непогашенным задолженностям налогоплательщика — в порядке, предусмотренном законодательством.

Исправляем ошибки в налоговой декларации

Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки. Что делать?

В ситуации выявления ошибок в представленной налоговой декларации налогоплательщику следует обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и рассмотрим ниже.

Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и соответственно влияют на исчисленный размер налога. Значит, согласно правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести изменения. Указанные правила применяются также в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).

Первое, что имеет значение для налогоплательщика, – определить, приводят указанные ошибки к занижению сумм налога, подлежащих уплате, либо не приводят.

В зависимости от этого у налогоплательщика возникает обязанность либо право внести необходимые изменения в налоговую декларацию за соответствующий период.

Выявить переплату в бюджет и заявить о ней посредством подачи корректирующей декларации – право налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Об особенностях его реализации мы поговорим ниже.

Что касается возникающей обязанности налогоплательщика в случае занижения сумм налога, необходимо четко представлять, как она реализуется.

Порядок подачи уточненной налоговой декларации

Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Таким образом, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена ошибка (искажение). Дополнительно к такой декларации налоговый орган требует иногда справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданные декларации.

Важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать правильно исчисленные суммы налога (сбора), а не разницу между правильно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. При этом результаты проведенных налоговым органом проверок за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не следует.

Срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому налогоплательщик может направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки. Ошибка будет считаться исправленной, только если налогоплательщиком подана уточняющая декларация.

Если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет проверку (или налогоплательщиком будет получено решение о назначении налоговой проверки), в ходе которой будет выявлена ошибка, то подавать уточненную декларацию будет поздно.

Корректирующую налоговую декларацию следует подавать по форме, которая применялась в том налоговом периоде, за который производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Однако что делать, если налогоплательщик не может установить, когда ошибка или искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.

Рассмотрим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением изменений в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Организация во II квартале 2007 г. выявила ошибку, допущенную в I квартале 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые декларации за этот период были поданы с ошибками.

В этом случае организации необходимо подать уточненные декларации в отношении налогов, неправильные декларации по которым были сданы в I квартале (НДС, налог на прибыль и др.).

В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

В соответствии с Указаниями в случае обнаружения искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не нужно. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были выявлены.

Следовательно, в нашем примере организация учтет изменения в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.

Обратите внимание! Если в результате уточнений сумма налога (сбора) уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, но только если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Приведенный нами простой пример не демонстрирует, однако, тех сложностей, с которыми может столкнуться налогоплательщик при подаче, а налоговый орган – при принятии уточненной декларации.

Рассмотрим некоторые из возникающих проблем.

С одной стороны, право налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации не ограничено каким-либо сроком, что признают и контролирующие органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ “О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)”).

Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в текущем году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.

С другой стороны, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Следовательно, если организацией выявлена ошибка за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую ошибку не имеет смысла. Во-первых, потому что налоговый орган не сможет проверить рассматриваемый период, даже если у налогоплательщика в результате уточнения возникнет недоимка. Во-вторых, потому что налогоплательщик не сможет вернуть или зачесть переплату, если в результате исправления ошибки сумма налога (сбора) будет уменьшена.

То есть за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств налогоплательщика (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) невозможен.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

В этой связи может сложиться следующая ситуация.

Налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, в течение которого налоговый орган имеет право проверять поданную декларацию, уже истек. Поэтому у налогового органа отсутствуют законные основания для проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.

У налогового органа естественно возникает вопрос: что делать?

В таком случае Федеральная налоговая служба рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога рассмотреть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения налоговым органом.

Из приведенной логики следует вывод: налогоплательщик, заинтересованный в проведении зачета, должен самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность производимого зачета.

В отношении НДС п. 2 ст. 173 НК РФ устанавливается другая точка отсчета течения “срока давности” для возмещения излишне уплаченного налога на добавленную стоимость – три года с даты окончания соответствующего налогового периода.

То есть, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникла положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Поэтому в отношении НДС ситуация, когда возмещение возможно, но сроки для проведения налогового контроля истекли, возникнуть не может.

Другой нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая перестала существовать, но у которой имеется правопреемник. Такой случай может иметь место при реорганизации юридического лица, проводимой в форме присоединения.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).

Если организация-правопреемник обнаружила в декларациях, поданных присоединенным юридическим лицом до его реорганизации, ошибки, которые привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, то она обязана внести изменения в эти налоговые декларации и представить уточненные декларации от своего имени (письмо Минфина России от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128). Уточненная налоговая декларация представляется по месту учета организации-правопреемника.

Не стоит упускать из виду, что определенность с местом подачи уточненной декларации не освобождает организацию-правопреемника от анализа того, в какой бюджет должен был поступить недоплаченный налог. Если имеется в виду федеральный бюджет, то проблем не возникает. Но как быть, например, с суммами налога, недоплаченными в региональные бюджеты?

Предположим, что в результате реорганизации в форме присоединения перестает существовать юридическое лицо, находящееся в одном из субъектов РФ. За период его деятельности обнаруживаются ошибки в содержании поданной налоговой декларации в отношении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет этого субъекта РФ.

Правопреемнику с местонахождением в другом субъекте РФ необходимо подать уточненную налоговую декларацию по месту своего учета, но недоимку по налогу ему следует погасить в бюджет того субъекта, в который этот налог должен был быть уплачен присоединенной организацией.

Рассмотрим еще одну ситуацию. Деятельность прекращает не организация, а ее обособленное подразделение. Подход, тем не менее, остается прежним: изменения в налоговые декларации по ликвидированному подразделению должна внести сама организация и представить уточненные декларации должны по месту своего нахождения.

Каковы особенности подачи уточненной декларации, в соответствии с которой у налогоплательщика образовалась переплата?

С 1 января 2007 г. действует новая редакция п. 1 ст. 81 НК РФ , в которой сказано следующее.

Соответствующие изменения в ст. 81 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению сумм налога, подлежащих уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.

Ранее, когда ст. 81 НК РФ не содержала вышеприведенную формулировку, указанное право налогоплательщика на практике не всегда соотносилось с обязанностью налогового органа принять такую корректирующую декларацию (во всяком случае, с точки зрения налогового органа).

Сегодня неправомерность подобных действий налогового органа очевидна.

Налоговый орган обязан принять такую налоговую декларацию и зарегистрирована она должна быть не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76).

Вопрос о проведении зачета сумм налога по корректирующей декларации должен решаться налоговым органом после регистрации этой декларации. В случае если налоговый орган принял решение об отказе зачета сумм излишне уплаченного налога, то данная налоговая декларация будет только зарегистрирована. В случае положительного решения о зачете инспектор аннулирует первоначальную регистрацию данной уточненной налоговой декларации и вновь зарегистрирует ее, но в особом порядке (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@).

Обратите внимание! Если при подаче уточненной декларации с исправленной ошибкой, выявленной в пределах трехлетнего срока, сумма налога (сбора) уменьшится (образуется переплата), налогоплательщик может и не подавать уточненную налоговую декларацию. Речь идет о праве, а не об обязанности налогоплательщика.

В заключение рассмотрим корректирующую налоговую декларацию как механизм освобождения от ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога.

В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности:

1) при условии, что уточняющая налоговая декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта занижения сумм налога к уплате либо о назначении последним выездной налоговой проверки по соответствующему налогу за данный период, если до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени;

2) в случае представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплаты суммы налога.

При этом указанное освобождение от ответственности предусматривает освобождение налогоплательщика и налогового агента от взыскания только штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”).

Кроме того, в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” также указано, что в данном случае речь идет об освобождении от ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 “Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения” и ст. 122 “Неуплата или неполная уплата сумм налога” НК РФ.

Пояснения к декларации по НДС: план действий бухгалтера

Главное налоговое ведомство страны выпустило информационное письмо – своеобразную памятку для налогоплательщиков, как тем действовать, в случае если инспекция выявила в декларациях по НДС и журналах учета счетов-фактур расхождения и потребовала пояснений. Изучим содержание Письма ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4‑15/23367@ подробнее.

Налоговый орган в ходе «камералки» декларации по НДС, поданной налогоплательщиком, может обнаружить, что содержащиеся в ней сведения об операциях противоречат (не соответствуют) сведениям об этих операциях в декларации по НДС, поданной контрагентом налогоплательщика, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Руководствуясь положениями п. 3 ст. 88 НК РФ, в такой ситуации инспекция обязана направить налогоплательщику требование о представлении пояснений.

Требование направляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота (ЭДО) вместе с перечнем операций, отраженных налогоплательщиком в соответствующем разделе налоговой декларации, по которым установлены расхождения. По каждой записи при этом налоговики укажут (справочно) код возможной ошибки.

Коды ошибок (их девять) перечислены ФНС в рассматриваемом письме – см. таблицу:

Код возможной ошибки

– запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;

– контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;

– контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;

– допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

Не соответствуют друг другу данные об операции в разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложение 1 «Сведения из дополнительных листов книги покупок» к разделу 8) и разделе 9 «Сведения из книги продаж» (приложение 1 «Сведения из дополнительных листов книги продаж» к разделу 9) (например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС)

Не соответствуют друг другу данные об операции в разделе 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделе 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» (например, при отражении посреднических операций)

Возможно, допущена ошибка в какой‑либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)

В разделах 8 – 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

В разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложение 1 «Сведения из дополнительных листов книги покупок» к разделу 8) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

В разделе 8 «Сведения из книги покупок» (приложение 1 «Сведения из дополнительных листов книги покупок» к разделу 8) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

В разделах 8 – 12 некорректно указан код вида операции*

Допущены ошибки при аннулировании записей в разделе 9 «Сведения из книги продаж» (приложение 1 «Сведения из дополнительных листов книги продаж» к разделу 9), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

* См. Приказ ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@.

А теперь пробежимся по плану действий для налогоплательщика, получившего такое требование от налогового органа.

Шаг первый: передаем квитанцию о приеме требования

Шаг второй: изучаем «забракованные» налоговиками операции

Особо тщательно следует проверить вычет по частям и общую сумму НДС, принятую к вычету, по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.

Шаг третий: «уточненка» или пояснения

Найдена ошибка

Обратите внимание: согласно Письму ФНС России от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@ направление в адрес налогоплательщика требования о предоставлении пояснений по выявленным в налоговой декларации ошибкам, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, по выявленным несоответствиям сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, до составления акта налоговой проверки не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога. В этой связи в случае представления уточненной налоговой декларации после направления в адрес налогоплательщика требования о предоставлении пояснений, при условии что до подачи «уточненки» он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, он не привлекается к ответственности за данное правонарушение (см. также Письмо ФНС России от 20.08.2018 № АС-4-15/16075).

Если ошибка в налоговой декларации не повлияла на сумму НДС, в инспекцию представляют пояснения с указанием корректных данных. Вместе с тем ФНС рекомендует и в такой ситуации подать «уточненку». Лишь рекомендует (не обязывает), поскольку в случае обнаружения налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то налогоплательщик не обязан представлять в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ (Письмо ФНС России от 23.10.2017 № ЕД-4-15/21345@).

Заметим, в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ пояснения к декларации по НДС представляются в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, установленному Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Ошибки нет

Кстати, пояснения либо уточненная налоговая декларация представляются в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Заметим также, что при представлении пояснений в адрес налогового органа у налогоплательщика есть право дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Молчание на требование пояснений по НДС до добра не доведет

Кроме того, в случае неисполнения установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения документов в электронной форме в течение десяти дней может быть принято решение о приостановлении операций по банковскому счету в соответствии с п. 1.1 ст. 76 НК РФ.

Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

Источники:
http://law03.ru/finance/article/esli-v-nalogovoj-deklaracii-oshibka
http://rg.ru/2007/05/29/a158492.html
http://zakonius.ru/nalogi/chto-delat-esli-v-deklaratsii-3-ndfl-dopushhena-oshibka
http://investim.info/v-nalogovoy-deklaracii-oshibka-deystviya-nalogoplatel-schika/
http://bishelp.ru/business/buhuchet-nalogi/ispravlyaem-oshibki-v-nalogovoy-deklaracii
http://www.klerk.ru/buh/articles/481789/
http://ipoteka-expert.com/etapy-pokupki-kvartiry-v-ipoteku/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию