Что проверяют общества защиты прав потребителей?

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

Должность Часовая ставка
Партнер 9 000 рублей/час
Старший юрист/руководитель проекта 6 000 рублей/час
Юрист 4 500 рублей/час
Младший юрист 3 000 рублей/час
Помощник юриста 2 000 рублей/час

Задать вопрос, обратиться за помощью к специалистам нашей компании Вы можете по телефонам и электронной почте, указанным в разделе Контакты

Права общественных организаций по защите прав потребителей

Если права потребителя нарушены, гражданин мо­жет обратиться в общественную организацию потребите­лей, если такая есть в его городе или районе. Практиче­ски при всех обществах работают юристы – специалисты по защите прав потребителей.

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определены в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

1.Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации. Права и обязанности общественных организаций и их членов устанавливаются Уставами.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Текст абзаца 4 части 2 статьи 45 в предыдущей редакции излагался следующим образом: проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей – утратил силу с 01.08.2011 года);

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

ВНИМАНИЕ! Не подлежит проверке:

  • наличие трудовых договоров, документов об образо­вании и медицинских книжек торгового и иного обслужива­ющего персонала;
  • наличие санитарно-эпидемиологических заключений, заключений госпожнадзора;
  • соблюдение санитарных норм и правил вне торгового зала и иных помещений, предусматривающих присутствие в них потребителей;
  • правильность применения контрольно-кассовой тех­ники;

порядок ведения журнала учета контрольных меро­приятий.

ВНИМАНИЕ! В случае выявления нарушений предста­вителями общественной организации запись в журнале уче­та контрольных проверок не производится, т.к. на действия общественных организаций нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не распространяются.

У представителей обществ потре­бителей такое же правовое положение, как у покупателей. А покупатель, согласно «Правил продажи отдельных ви­дов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55, имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хране­ния продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Однако эти права покупатели не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или забор­ные листы. Для проверки продавец показывает, но не отда­ет документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила – это установленная Пра­вительством мера должного поведения продавца при обще­нии с покупателем.

И если Правилами не вменено в обязанность продавцу передать (как установило для государственных органов), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Про­давец производит перемеривание, перевешивание, а покупа­тель – наблюдает.

При проведении перевешивания товаров продавец не имеет права разрешать покупателям заходить за прилавок, особенно в магазине, т.к. продавец обязан проходить соот­ветствующий медицинский контроль и его присутствие за прилавком означает, что в этом отношении у продавца все в порядке, чего нельзя сказать о покупателе. Место покупате­ля – по другую сторону прилавка.

Таким образом, общественные объединения потреби­телей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав потребителей. Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпри­нимательских структур и граждан-потребителей, консульти­рование, оказание помощи в составлении искового заявления и т.п.

Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

(c) Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека по Астраханской области, 2006-2019 г.

Адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, 138

Что проверяет отдел по защите прав потребителей?

Заключение сделки купли-продажи подразумевает не только согласие обеих сторон с ее условиями, но и соблюдение элементарных норм вежливости. Однако на деле часто случается, что один из контрагентов ведет себя неподобающим образом: грубо, нагло или просто не в соответствии с законом. В этом случае другая стороны может обратиться за поддержкой в общество защиты прав потребителей.

Назначение таких обществ, как следует из названия, – следить за соблюдением положений Закона о защите прав потребителей и прочих нормативных актов. Если общество выявит какие-либо нарушения, оно вправе прибегать к предусмотренным законодателем мерам, призванным восстановить справедливость.

Что проверяет общество по защите законодательно установленных прав покупателей?

Как покупателю (клиенту), так и продавцу следует знать, какими именно правами они обладают, чтобы при необходимости защитить свою позицию в споре как с противной стороной, так и со сторонними организациями.

В частности, если речь идет об общественных организациях, берущих на себя функции проверки качества торговли, продавец должен понимать, чего именно такие организации делать не могут.

Как следует из статьи 45 Закона о защите прав потребителей, проводить проверки такие организации в самом деле имеют право.

Тем не менее, если вы столкнулись с угрозой представителя общества по защите прав потребителей наложить административный штраф или другой вид наказания, не переживайте: этого права упомянутый закон им не дает.

Кроме того, члены упомянутых организаций не вправе приходить куда угодно и делать все, что посчитают нужным: вы можете отказаться от общения с ними, если они не предъявят документов, а круг их полномочий ограничивается именно защитой прав клиентов.

В частности, представитель общества по защите прав потребителей не имеет права устраивать контрольное взвешивание: как следует из пункта 1.7 «Порядка осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций», содержащегося в Постановлении Госстандарта России №8 от 08.02.1994 г., упомянутая процедура, хотя и может быть инициирована кем-либо из потребителей или любой другой организацией, связанной с защитой их прав, может проводиться исключительно в присутствии уполномоченного метролога.

Проще говоря, представитель общества защиты прав потребителей может только направить просьбу о проведении поверки весов или иного используемого для определения веса оборудования, но не проводить ее самостоятельно. Если рядом нет метролога, полномочия члена упомянутого общества ничем не отличаются от прав рядового потребителя.

Как защитить права потребителя медицинских услуг?

О том, возможен ли возврат товара без чека и упаковки, читайте тут.

Резюмируя вышесказанное, вы можете игнорировать следующие угрозы представителя общества по защите прав потребителей или любой аналогичной негосударственной организации:

  • возбудить административное дело в связи с выявленными нарушениями, а также осуществить какой-либо вид административного (тем более уголовного) взыскания, в том числе наложить штраф;
  • провести контрольную проверку используемого для взвешивания оборудования и, в случае его несоответствия установленным нормам, возбудить дело об административном правонарушении.

Не бойтесь: если представитель общества ведет себя не в соответствии с установленными законом нормами, правда на вашей стороне.

Разумеется, это не дает вам оснований не исполнять возложенные на вас обязательства, однако и паниковать смысла нет: даже если в ходе незаконной проверки будут выявлены нарушения с вашей стороны, такие доказательства не могут быть использованы в ходе судебных разбирательств.

Как часто вышеуказанный орган проводит проверки?

В отличие от различных ведомств и служб, встроенных в государственную систему, общества по защите прав потребителей никак не ограничены в сроках и периодичности проведения проверок качества обслуживания клиентов и прочих аспектов торговли.

Следовательно, проверка может быть проведена, по усмотрению членов подобных обществ, в любое время. Как показывает практика, наиболее часто такие мероприятия проводятся после жалобы покупателей (клиентов); однако могут они быть инициированы и самими представителями обществ по защите прав потребителей.

Правила взаимодействия с проверяющим сотрудником из общества по ЗПП

Никогда не теряйте присутствия духа: сколько бы ошибок как предприниматель вы не допустили, нельзя исключать и процессуальных нарушений со стороны организаторов очередной внеплановой проверки, нивелирующих обнаруженные недочеты.

Кроме того, и сами представители обществ по защите прав потребителей далеко не всегда представляют, что они имеют право делать и чего не имеют.

Главное – сохранять хорошее расположение духа и, несмотря ни на что, поддерживать вежливый стиль общения: не стоит ругаться, чрезмерно воодушевленно спорить, вступать в конфликты с проверяющими.

Придерживайтесь следующего плана действий:

  • попросите проверяющее лицо назваться и предоставить документ, удостоверяющий личность (в данном случае достаточно служебного удостоверения);
  • запишите для себя название, а также телефон и почтовый адрес представляемой им организации. Это особенно важно, если учитывать привычку производящих проверку лиц составлять все документы в единственном экземпляре: поскольку с некоторой вероятностью вы не получите от представителя общества по защите прав потребителей второй экземпляр протокола, у вас хотя бы останутся зафиксированные контактные данные общества, которое в дальнейшем и выдаст вам копию бумаги);
  • потребуйте показать вам оригинал (или копию) приказа о проведении проверки и проверьте, совпадает ли указанное в нем имя уполномоченного лица с именем явившегося к вам проверяющего (вы имеете на это право в соответствии со статьей 73 Закона о защите прав потребителей, а также с упомянутым выше «Регламентом»);
  • вы можете также отказать проверяющему в допуске, если приказ/распоряжение не подписан руководителем соответствующего органа или истек срок проверки (он составляет 30 дней, а при особой необходимости может быть продлен еще на такой же срок).

Проверка обществом защиты прав потребителей

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст.45 Закона РФ “О защите прав потребителей” предоставляет им полномочия проверять соблюдение Правил торгового обслуживания.

Права и обязанности продавца устанавливаются в Главе 2 ФЗ “О защите прав потребителей”, а права и обязанности оказывателя услуг в Главе 3 того же закона.

При этом права и обязанности продавца и оказывателя услуг не являются идентичными. Это обусловлено тем, что к продавцу законом предъявляются, в основном, требования, касающиеся продаваемого товара (ВЕЩИ). А к оказывателю услуг законом предъявляются требования в отношении произведенных ДЕЙСТВИЙ.

В то же время, отдельных ПРАВИЛ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ не существует. И можно согласиться, что они входят, как составная часть в ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ. Однако лишь как ЧАСТЬ этих правил.

Правила торговли условно можно разбить на 3 группы: правила предпродажной подготовки, правила хранения и правила реализации товара.

При этом Правила торгового обслуживания по сути являются Правилами оказания обязательных услуг потребителю при продаже товара Само понятие ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ подразумевает наличие трех составляющих: Оказывателя торговых услуг (по сути, в этой роли выступает Продавец), Потребителя торговых услуг (одновременно он же и Покупатель) и наличие сделки купли – продажи (либо намерений осуществить данную сделку) между ними.

Под Продавцом в соответствии с Законом “О защите прав потребителей” подразумевается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, реализующие товар потребителям по договору купли-продажи (т.е. осуществляющие РОЗНИЧНУЮ торговлю).

Под Потребителем подразумевается ФИЗИЧЕСКОЕ лицо, приобретающее (или имеющее намерение приобрести) товар исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Под РОЗНИЧНОЙ торговлей подразумевается продажа товара Потребителям (исключительно, ПОТРЕБИТЕЛЯМ, т.е. только физическим лицам для их личных (бытовых) нужд).

Таким образом, продажа товара любому иному лицу – НЕ потребителю (юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю) НЕ является розничной торговлей и, соответственно, действие Правил торговли в целом и, Правил торгового обслуживания в частности на такие отношения не распространяется.

Следует знать, что общественные организации потребителей при осуществлении проверок НЕ обладают правами государственных органов власти, и НЕ обладают правами, которыми наделен любой потребитель в отдельности.

Это подтверждается, во-первых, ст.70 “Правил продажи отдельных видов товаров…” (Правил торговли), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в которой указан перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил торговли. В данный перечень входят исключительно ГОСУДАРСТВЕННЫЕ контролирующие органы и их территориальные подразделения. Общественные объединения прав потребителей в этот перечень не входят. А, следовательно, смотри “Полезно знать – 0.2. ”.

Во-вторых, представители общественных организаций потребителей – юридических лиц в случае осуществления самостоятельных проверок действуют от имени организации, т.е. от имени юридического лица, а, соответственно, потребителями не являются и правами ПОТРЕБИТЕЛЕЙ не обладают.

Однако общественные объединения потребителей могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.

Кстати, немного о правах потребителей – покупателей.

Права покупателей установлены “Правилами продажи отдельных видов товаров …”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и ФЗ “О защите прав потребителей”.

Права потребителя – покупателя

  • 1. Покупатель имеет право осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца;
  • 2. Покупатель имеет право убедиться в том, что товар надлежащего качества, для чего он имеет право проверить наличие сертификата качества на товар, гигиенического сертификата или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих сертификаты документов;
  • 3. Покупатель имеет право получить информацию:
    • o об изготовителе товара;
    • o о соответствии товара тем или иным стандартам;
    • o о потребительских свойствах товара;
    • o о правилах безопасного пользования товаром;
    • o о гарантийном сроке на товар;
    • o о сроке службы и сроке годности товара;
    • o о цене и условиях приобретения товара.

Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке.

  • o Покупатель имеет право получить информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса или единицу товара и т.п. Данная информация должна быть написана на ценниках товара;
  • o Покупатель имеет право проверить правильность взвешивания, отмеривания и т.п. продавцом. Для этого продавец должен иметь контрольные приборы (весы, метры и т.п.) в доступном для покупателя месте;
  • o Покупатель имеет право в течение 14 дней со дня продажи обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если товар не был в употреблении, сохранен его вид и потребительские свойства. Однако существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или замене на аналогичный товар надлежащего качества. Это:
    • § товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
    • § предметы личной гигиены (расчески, зубные щетки и т.п.);
    • § парфюмерно-косметические товары;
    • § текстильные товары (ткани, нетканые товары, тесьма, кружева и т.п.);
    • § швейные и трикотажные изделия (бельевые и чулочно-носочные);
    • § изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе разового пользования (разовая посуда, емкости и упаковочные материалы для транспортировки продукции);
    • § товары бытовой химии;
    • § мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
    • § изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
    • § автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельхозработ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
    • § технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие, кухонное оборудование, электробытовые приборы и машины, бытовая радиоэлектронная радиоаппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото – и киноаппаратура, телефонные и факсимильные аппараты, электромузыкальная аппаратура, электронные игрушки);
  • o Покупатель имеет право на замену купленного товара ненадлежащего качества на аналогичный надлежащего качества, или соразмерного уменьшения цены на купленный товар, или незамедлительного устранения недостатков за счет продавца, или возмещения расходов продавцом на устранение недостатков, или отказаться от приобретенного товара и потребовать взамен уплаченную сумму;
  • o Покупатель вправе на время устранения продавцом недостатка купленного товара длительного пользования требовать от продавца предоставления ему в пользование аналогичного товара надлежащего качества на период устранения недостатка. Однако, данное требование не распространяется на купленные:
    • § автомобили, мотоциклы, мототехнику, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами;
    • § мебель;
    • § электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях: электробритвы, электрофены, электрощипцы для волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла и т.п.
  • o Покупатель имеет право требовать соблюдения продавцом срока гарантии на товар не менее шести месяцев с учетом сезонности товара;
  • o Покупатель имеет иные права, в зависимости от особенностей принадлежности товара к той или иной группе (продовольственные товары, текстильные, трикотажные, меховые товары, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и т.д.). Эти особенности подробно изложены в Правилах торговли;

общество защита право потребитель

o Покупатель имеет право сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.

На основании вышеизложенных можно сделать вывод, что общественные объединения потребителей имеют полномочия проверять соблюдение продавцами (оказывателями услуг) законных прав покупателей, потребляющих данные услуги. И не более того.

Проверку иных положений, установленных Правилами торговли, полномочны проверять ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО государственные органы власти.

5.1 Хотим обратить внимание на тот факт, что потребители и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов соответствия или их заверенных копий, но не давать им правовую оценку.

Правовую оценку сертификатам могут давать исключительно ГОСУДАРСТВЕННЫЕ органы, для чего объединения потребителей вправе передавать им соответствующие акты проверок сертификатов.

5.2 По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ.

Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.

Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО.

Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО:

  • · изымать какие-либо документы или товар;
  • · проверять наличие санитарных книжек у продавцов;
  • · давать правовую оценку каким-либо документам, в том числе сертификатам качества, гигиеническим сертификатам, лицензиям, патентам, свидетельствам и т.п.;
  • · давать правовую оценку акцизным маркам на товаре;
  • · производить контрольные закупки.

Эти полномочия даны различным государственным органам.

При этом особое внимание следует уделить отсутствию у общественных объединений потребителей права на КОНТРОЛЬНУЮ ПОКУПКУ.

Во-первых, при совершении контрольной покупки у “покупателя” – представителя общественной организации потребителей отсутствуют намерения использовать приобретенный товар в личных целях (т.е. в данном случае цель у так называемого “покупателя” – проверить действия продавца). Соответственно, при контрольной покупке отсутствует ПОТРЕБИТЕЛЬ, а, значит, такие отношения не регулируются действием Закона РФ “О защите прав потребителей”.

Во-вторых, при совершении контрольной покупки общественным объединением потребителей – юридическим лицом через своих представителей в роли “покупателя” выступает юридическое лицо, не являющееся ПОТРЕБИТЕЛЕМ, т.е. снова действие Закона РФ “О защите прав потребителей” на такие отношения не распространяется (юридическое лицо не вправе совершать покупки в РОЗНИЦУ ни непосредственно, ни через своих представителей, взаиморасчеты между юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ оформляются иначе, чем с обезличенными физическими лицами – потребителями: обязательное наличие счетов-фактур, накладных и т.п.).

В-третьих, контрольная покупка – это, по сути, провокационные действия, ограничивающие права граждан (намеренное введение в заблуждение). А ограничение прав граждан может быть осуществлено исключительно на основании федерального закона. Данная норма установлена ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”. Подробнее см. “

5.3 Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.

Место покупателя – по другую сторону прилавка!

5.4 Общества потребителей в соответствии со ст.46 Закона РФ “О защите прав потребителей” вправе обращаться в суд в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя.

При этом объединения потребителей зачастую основывают свои исковые заявления на результатах проводимых ими проверок деятельности субъектов предпринимательства.

В то же время, при проведении проверок нередко представители обществ потребителей превышают свои полномочия и безосновательно присваивают себе полномочия государственных контролирующих органов.

ПРОВЕРКА ОБЩЕСТВОМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст. 15 Закона РФ “О защите прав потребителей” даёт им право проверять соблюдение Правил торговли. Да, это так. В этой статье закона есть такое положение. Но не впадайте в панику ! Просто внимательно прочитайте эти Правила и вы увидите, что в пункте 55 написано следующее:

” Контроль за соблюдением торговыми предприятиями настоящих правил осуществляют в пределах своей компетенции органы Комитета РФ по торговле, Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ и другие органы государственного управления. Контролирующие органы (учреждения) могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей”

Таким образом, представители общественных организаций не имеют права на самостоятельное проведение проверок по соблюдению правил торговли, т.к. не относятся к органам государственного управления.

Да, кстати, к государственным органам, согласно ст. 12 Конституции РФ не относятся районные и городские администрации, т.к. в этой статье сказано: “Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти”. А, следовательно,

совместно только с представителями различных служб местных органов власти (горадминистрации, горсовета и т.п.) общественные организации производить проверки не имеют право.

Ещё раз обращаем ваше внимание, что общественные организации только могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.

19. Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктом 1.8 “Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций’, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит: ” Внеплановые проверки проводятся органами государственной метрологической службы по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа государственной метрологической службы”. Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении таких проверок, а не проводить проверки.

В остальном у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.

Кстати, о ПРАВАХ ПОКУПАТЕЛЯ.

Согласно “Правил продажи отдельных видов товаров”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55, покупатель имеет следующие права : проверить правильность цены, веса и меры отпущенных товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный товар.

Но эти права покупателя не означают, что он сам взвешивает, измеряет, листает накладные или заборные листы. Для проверки продавец показывает, но не отдаёт документ. В правилах не указано, что документы нужно передавать покупателю, а Правила – это установленная Правительством мера должного поведения продавца при общении с покупателем.

И если Правительство не установило продавцу обязанность передать (как оно установило для государственных органов; см., например, права госторгинспекции, налоговой инспекции и др.), то продавец не должен выпускать документ из своих рук. Продавец производит перемеривание, перевешивание, а покупатель – наблюдает.

Прежде всего надо отметить, что Закон “О защите прав потребителей” № 2300-1 от 7.02.92г. в редакции ФЗ № 2-ФЗ от 9.11.96г. определяет, что для товара, подлежащего обязательной сертификации, продавец обязан иметь “. информацию о сертификации товаров (работ , услуг). “, и эта информация согласно ст. 10 п. 3 этого закона “. доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым д

В данной статье будет описано, как правильно оформлять ценники на товар, какая информация необходима. Грамотное оформление обезопасит от претензий с Защиты Прав Потребителей и сэкономит довольно значительные средства (штраф мин. 17 грн. за неправильно написанный ценник).

Согласно статьи 15 Закону « Про захист прав споживачів», покупатель имеет право на полную и достоверную информацию о товаре. А именно:

1. Наименование товара

2. Наименование нормативных документов условиям которых должны отвечать товары

3. Данные про основные свойства продукции (если пищевые то состав).

4. Ведомости про наличие вредных веществ.

5. Ведомости про наличие или отсутствие ГМО

6. Данные про цену и условия приобретения.

7. Дату изготовления

8. Условия хранения

9. Правила использования товара

10. Гарантийные обязательства производителя

11. Срок годности товара

12. Месторасположение Производителя (продавца)

13. Продукция, которая обязательна к сертификации – должна иметь ведомости про сертификат.

Кроме того, данные должны быть оформлены на Украинском языке.

Так же эти правила частично дублируются в ” Правила роздібної торгівлі непродовольчих товарів”.

Итак, для магазина одежды часть информации есть непосредственно на товаре – размер, состав. Но большую часть придется писать.Прежде всего, необходимо указать Реквизиты продавца и его адрес:«ПП Ковалов», вул. Правди 65. Затем:найменування виробу: Куртка, Шкарпетки и т.д.Виробник: LTD Ching Yong, Китай, Пекин 12034Артикул 670667-07 ( для внутреннего учета)Дата виготовлення (если известна –по мне глупый пункт, так как срок годности одежды, как и многих товаров не ограничен)Ціна: 345 грн.Дата друкування цінника 23.07.10Підпис:Термін придатності: Необмежений

На ценнике так же пишут, каким ГОСТам отвечает продукт или какими Сертификатами подтверждается его качество. А так же гарантийные обязательства продавца (возраст в течении 14 дней, гарантийный срок эксплуатации и т.д.).

Даже если часть информации находится на товаре, продублировать ее не будет лишним.

Штрафная санкция за неполное информативное сопровождение – 30% от закупочной стоимости партии товара согласно ст.23 п.7 ЗУ Про захист прав споживачів”

Согласно ЗУ про « Захист прав споживачів» региональное управление защиты прав потребителя может осуществлять плановые проверки (один раз в год) субъектов предпринимательской деятельности. Как показывает практика, в последний год штрафные санкции значительно увеличились, это скорее объясняется более тщательной проверкой, чем сменой законодательства. Что необходимо знать ЧПшнику при получении направления на плановую проверку? В данной статье будут описаны основные претензии проверяющих. В дальнейшем она будет дополнена видами санкций за предполагаемое нарушение.

1. Не правильно оформлен или отсутствие уголка потребителя. Как правильно оформлять уголок, и какие документы необходимы – тут.

2. На вывеске перед входом (витрине, входной двери, вывеске) не написано наименование объекта хозяйствования ( «ПП Хомяк», «ОАО Рута» и т.д. – не название магазина, а юридическое название).

Дополнительный совет. Пишите все на украинском языке, во избежании нарушения закона “Про мову”.

3. Недостаточно информации на ценнике (по штрафным санкциям самое дорогое удовольствие) – Как правильно оформлять смотрите тут

4. Нарушены условия хранения продукции ( Условия даны в « Правилах роздрібного продажу непродовольчих товарів» та « Правилах роздрібного продажу продовольчіх товарів») . Так же советую ознакомится с другими важными нормативно-правовыми актами, которые представлены в разделе Документы и Шаблоны и Законы.

5. Отсутствие градусника, психогигрометра – как обязательный элемент соблюдения условий хранения продукции (влажность, температура помещения)

6. Отсутствие санитарно-гигиенического заключения на продукцию, сертификатов на продукцию (Рекомендация – проверьте даты на ценниках и сертификатах, ценники должны быть новее).

1.Регистрация в «Журналі регістрації перевірок» ( отказ от регистрации автоматически запрещает проводить проверку ).

2. Осуществляется осмотр вещей.

3. При обнаружении нарушений составляется Акт, на основе которого предприниматель может написать «Пояснення». Кроме того дается Припис «Про усунення недоліків, що зазначені в акті перевірки».

4. Дается «повідомлення на розгляд справи».

5. После рассмотрения дела остается два выхода или платить ( если рассмотрено негативно) или подавать в суд.

правомерность проверки общества защиты прав потребителя

здравствуйте! я как ип работаю 2 года. сегодня мне позвонили из общества защиты прав потребителей и сказали что они придут ко мне с проверкой на предмет оформления уголка защиты прав потребителей. Имеют ли они право на это , если я раблотаю менее 3 лет как ип

Ответы юристов

Добрый день, Гульнара Афгатовна.

Во исполнение норм ст.8-10 Закона РФ №2300-1 “О защите прав потребителей” у вас должен быть стенд с информацией об изготовителях продаваемой продукции, сертификатами разрешениями и т.д.”

При этом проверки на основании ФЗ №294 могут проводиться планово на основании ст.9 каждые три года, в вашем случае в момента регистрации ИП и внепланово на основании ст.10. И внеплановые проверки проводятся в случае поступления заявления о каких-либо нарушениях.

Если к вам приезжают внепланово, то ждать три года они не обязаны, учитывая, что им нужно разобраться в поступившей жалобе.

Более того инспекция может вас предупредить о проверке за 24 часа до ее начала.

Я бы вам рекомендовала просмотреть свои документы и уголок на предмет устранения недостатков.

Будут еще вопросы, обращайтесь.

Бондаренко Елена Валерьевна
E-mail: elena_bondarenko_76@list.ru

Стоимость услуг: 500 руб. консультация. Стоимость документа зависит от его сложности.
Поблагодарить за ответ Вы можете следующим образом:
R413394161505

Общество защиты прав потребителей обязано соблюдать законодательство при проведении проверочных мероприятий. Такое общество обязано представить доказательства, свидетельствующие о наличии обращений потребителей, позволяющих обществу проводить проверку и составлять какие-либо материалы общественного контроля, а также обратится в суд.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом. Несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 “О защите прав потребителей” предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путём проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.

Пилипенко Игорь Александрович, город Омск
Телефон: +7 (950) 783-58-69
E-mail: lawyer407@yandex.ru

Стоимость услуг: 700 руб. подробная консультация.

Проверка Обществом защиты прав потребителей

Представители различных общественных организаций потребителей при проведении проверок в торговле ссылаются на то, что ст.45 Закона РФ “О защите прав потребителей” предоставляет им полномочия проверять соблюдение Правил торговли. Да, это так.
Однако общественные организации защиты прав потребителей при осуществлении проверок обладают правами, которыми наделен любой потребитель (покупатель). Ничуть не больше. Это подтверждается и ст.70 “Правил продажи отдельных видов товаров…” (Правил торговли), утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в которой указан перечень органов и организаций, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил торговли. В данный перечень входят исключительно государственные контролирующие органы и их территориальные подразделения. Общественные объединения по защите прав потребителей в этот перечень не входят. А, следовательно, смотри “Полезно знать – 2”. Смотри в статье: «К Вам подошли с проверкой. Общие рекомендации.»
( http://bulochnikov.livejournal.com/40144.html )
Однако общественные объединения по защите прав потребителей могут привлекаться к проверкам органами государственного управления.
В остальном у представителей обществ потребителей такое же правовое положение, как у покупателей.
Кстати, немного о правах покупателей.

Права покупателей установлены “Правилами продажи отдельных видов товаров …”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и ФЗ “О защите прав потребителей”.

ПРАВА ПОКУПАТЕЛЯ (в произвольном порядке)
1. Покупатель имеет право осмотреть предлагаемый товар в присутствии продавца;
2. Покупатель имеет право убедиться в том, что товар надлежащего качества, для чего он имеет право проверить наличие сертификата качества на товар, гигиенического сертификата или их надлежащим образом заверенных копий или иных заменяющих сертификаты документов;
3. Покупатель имеет право получить информацию:
об изготовителе товара;
• о соответствии товара тем или иным стандартам;
• о потребительских свойствах товара;
• о правилах безопасного пользования товаром;
• о гарантийном сроке на товар;
• о сроке службы и сроке годности товара;
• о цене и условиях приобретения товара.
Все эти сведения должны быть указаны в инструкции или на упаковке товара на русском языке.

4. Покупатель имеет право получить информацию о наименовании товара, сорте, цене за единицу веса или единицу товара и т.п. Данная информация должна быть написана на ценниках товара;
5. Покупатель имеет право проверить правильность взвешивания, отмеривания и т.п. продавцом. Для этого продавец должен иметь контрольные приборы (весы, метры и т.п.) в доступном для покупателя месте;
6. Покупатель имеет право в течение 14 дней со дня продажи обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар, если товар не был в употреблении, сохранен его вид и потребительские свойства.
Однако существует перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или замене на аналогичный товар надлежащего качества.
Это:
• товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
• предметы личной гигиены (расчески, зубные щетки и т.п.);
• парфюмерно-косметические товары;
• текстильные товары (ткани, нетканые товары, тесьма, кружева и т.п.);
• швейные и трикотажные изделия (бельевые и чулочно-носочные);
• изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе разового пользования (разовая посуда, емкости и упаковочные материалы для транспортировки продукции);
• товары бытовой химии;
• мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
• изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни;
• автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельхозработ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
• технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие, кухонное оборудование, электробытовые приборы и машины, бытовая радиоэлектронная радиоаппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, телефонные и факсимильные аппараты, электромузыкальная аппаратура, электронные игрушки).

7. Покупатель имеет право на замену купленного товара ненадлежащего качества на аналогичный надлежащего качества, или соразмерного уменьшения цены на купленный товар, или незамедлительного устранения недостатков за счет продавца, или возмещения расходов продавцом на устранение недостатков, или отказаться от приобретенного товара и потребовать взамен уплаченную сумму;
8. Покупатель вправе на время устранения продавцом недостатка купленного товара длительного пользования требовать от продавца предоставления ему в пользование аналогичного товара надлежащего качества на период устранения недостатка.
Однако, данное требование не распространяется на купленные:

• автомобили, мотоциклы, мототехнику, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами;
• мебель;
• электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях: электробритвы, электрофены, электрощипцы для волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла и т.п.

9. Покупатель имеет право требовать соблюдения продавцом срока гарантии на товар не менее шести месяцев с учетом сезонности товара;
10. Покупатель имеет иные права, в зависимости от особенностей принадлежности товара к той или иной группе (продовольственные товары, текстильные, трикотажные, меховые товары, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и т.д.). Эти особенности подробно изложены в Правилах торговли;
11. Покупатель имеет право сделать запись в книгу жалоб и предложений, которую обязан иметь продавец и предоставлять ее по первому требованию покупателя.
На основании вышеизложенных можно сделать вывод, что общественные объединения потребителей имеют полномочия проверять СОБЛЮДЕНИЕ ПРОДАВЦАМИ ПРАВ ПОКУПАТЕЛЕЙ И не более того.

________________________________________
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:
29. Хотим обратить внимание на тот факт, что покупатели и общественные объединения потребителей имеют право проверять наличие сертификатов или их заверенных копий, но не давать их правовую оценку.
30. По результатам проверки общественные объединения потребителей могут оформить АКТ.
Затем этот акт они могут направить в соответствующие государственные контролирующие органы или их территориальные подразделения для правовой оценки.
Давать правовую оценку действий предпринимателей (например, составлять протоколы) и налагать административные взыскания (например, штрафы) общественные организации потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО.
• Кроме того, общества потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВО:
• изымать какие-либо документы или товар;
• проверять наличие санитарных книжек у продавцов;
• давать правовую оценку каким-либо документам, в том числе сертификатам качества, гигиеническим сертификатам, лицензиям, патентам, свидетельствам и т.п.;
• давать правовую оценку акцизным маркам на товаре;
• производить контрольные закупки.

Эти полномочия даны различным государственным органам.

31. Иногда представители обществ потребителей производят контрольные перевешивания. Эти действия незаконны. Их права в этом направлении определены пунктами “Порядка осуществления Государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций”, утверждённых Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, который гласит:

1.7. Проверки могут быть самостоятельными, осуществляемыми только органами Государственной метрологической службы, и совместными, проводимыми совместно с другим (другими) контрольно-надзорным органом (Госторгинспекцией, Санэпидемнадзором и др.).

1.8. Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.
Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком проведения проверок соблюдения метрологических правил и норм, составляемым органом Государственной метрологической службы.
Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов местного самоуправления, общества защиты прав потребителей, торговой инспекции или других контрольно-надзорных органов, а также по усмотрению самого органа Государственной метрологической службы.
Повторные проверки проводятся в целях контроля выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки.

Таким образом, общество потребителей может только ставить вопрос о проведении такого рода проверок, но не проводить их.
32. Покупатели и представители обществ потребителей НЕ ИМЕЮТ ПРАВА заходить внутрь торговых и складских помещений, заходить за прилавок как на рынке, так и в магазине. Продавец вправе их туда не допускать.

Место покупателя- по другую сторону прилавка!

Источники:
http://30.rospotrebnadzor.ru/directions/prava/101626
http://uropora.ru/zashhita-prav-potrebitelej/osnovnye-prava-potrebitelej/zashhita-prav/chto-proveryaet-zashhita-prav-potrebitelej.html
http://vuzlit.ru/800070/proverka_obschestvom_zaschity_prav_potrebiteley
http://mydocx.ru/1-110157.html
http://dogovor-urist.ru/%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/15389-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/
http://bulochnikov.livejournal.com/49255.html
http://o-nedvizhke.ru/obshhee/poleznye-stati/obrazec-vypiski-iz-egrn-o-perexode-prav-na-obekt-nedvizhimosti.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию