Может ли государственное образовательное учреждение осуществлять дополнительное образование детей и взрослых?

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Организации дополнительного образования: требования к созданию

Дополнительное образование, наряду с другими формами, одна из форм реализации образовательного процесса в Российской Федерации. Оно направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:

  • дополнительное образование детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование (ч.6 ст.10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Дополнительное образование реализуется за счет дополнительных образовательных программ (ч.2 ст.12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (см. ч.4 ст.12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как правило, самостоятельно.

Образовательные организации, которые реализуют дополнительные образовательные программы, подразделяются на следующие типы:

1. Организация дополнительного образования.

Это образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.

2. Организация дополнительного профессионального образования.

Это образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

В качестве не основной цели деятельности организации дополнительного образования вправе осуществлять деятельность по таким образовательным программам как:

  • образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения для организаций дополнительного образования;
  • программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения для организаций дополнительного профессионального образования (ч.3, 4 ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).

Государственная регистрация организации дополнительного образования (далее – образовательная организация).

Вопросы создания образовательных организаций решаются в ГК РФ, ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.; ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.; ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.

Формы регистрации образовательных организаций

Образовательные организации создаются в формах, предусмотренных законодательством РФ для некоммерческих организаций. К ним можно отнести такие формы как (ч. 3 ст. 50 ГК РФ):

  • фонды;
  • учреждения;
  • религиозные организации;
  • автономные некоммерческие организации и т.д.

По информации Минюста РФ «В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении».

Выбор формы образовательной организации является важным этапом процедуры регистрации.

Состав учредителей образовательной организации

В зависимости от учредителя образовательные организации делятся на:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные.

Учредителями частной организации могут стать физические (в том числе, одно физическое лицо) и (или) юридические лица (в том числе, одно юридическое лицо). Допускается создание образовательной организации совместно юридическими лицами и их объединениями. Не могут выступать в качестве учредителей иностранные религиозные организации.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа создаются только Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. К таким организациям относятся образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.

Требования к наименованию образовательной организации.

Требования к наименованию образовательной организации содержатся в ч.5, 6 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Разъяснения относительно наименования образовательных организаций подробно изложены в письме Минобрнауки РФ № ДЛ-151/17 от 10 июня 2013 г.; Письме Минобрнауки РФ № АК-2453/06 от 25 августа 2015 г.

По закону наименование образовательной организации должно содержать указание:

  • на ее организационно-правовую форму;
  • на тип образовательной организации.

Дополнительно в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие:

  • на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся);
  • на дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования. Например, содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность. Иные функции.

В связи с внесением изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями (ст. 108 Закона):

  • образовательные учреждения дополнительного образования детей должны быть переименованы в организации дополнительного образования;
  • образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны быть переименованы в организации дополнительного профессионального образования.

Требования к содержанию устава образовательной организации

К уставу образовательной организации помимо общей информации, предусмотренной законодательством РФ, предъявляются следующие специальные требования (ст.25 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.):

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

К информации, предусмотренной законодательством РФ, относятся обязательные сведения, включаемые в уставы в соответствии с ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1995 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в зависимости от организационно-правовой формы образовательной организации.

Процедура государственной регистрации

Образовательная организация, как и любое другое юридическое лицо, подлежит обязательной государственной регистрации.

Государственную регистрацию образовательной организации производит Территориальный орган Министерства юстиции РФ.

Для государственной регистрации в Территориальный орган Министерства юстиции РФ представляются документы по установленному перечню. К ним относятся:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы в трех подлинных экземплярах;
  • решение о создании организации и утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с организацией;
  • при использовании в наименовании организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Законодательство РФ содержит определенные требования к оформлению документов, предоставляемых на государственную регистрацию.

Например, все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации представляется в подлиннике и т.д.

Государственная регистрация осуществляется в установленные сроки.

По завершении процедуры государственной регистрации образовательной организации выдаются документы (по установленной форме), подтверждающие факт государственной регистрации.

Территориальный орган Министерства юстиции РФ уведомляет Территориальный орган ФНС РФ для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Поскольку образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, в соответствии с положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Управление Минюста РФ уведомляет лицензирующий орган о государственной регистрации образовательной организации, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством РФ.

Дополнительное образование

Дополнительное образование детей и взрослых

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на:

  • — формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;
  • — удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • — формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • — укрепление здоровья;
  • — на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает:

  • — их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию;
  • — выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на программы:

  • 1) общеразвивающие;
  • 2) предпрофессиональные.

Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются в соответствии с частями третьей-седьмой ст. 83 и частями четвертой-пятой ст. 84 Федерального закона № 273-ФЗ.

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено приказом обрнауки РФ от 26 июня 2012 г. № 504 (утратило силу приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008) и регулировало деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей следующих видов:

  • — центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников, технического творчества учащихся), детского и юношеского туризма и экскурсий (краеведения, юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
  • — дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • — дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • — станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
  • — детские школы искусств (в т.ч. по различным видам искусств);
  • — детско-юношеские спортивные школы;
  • — специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва;
  • — детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
  • — специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы;
  • — адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

Государственное и муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей (далее — учреждение) может быть автономным, бюджетным или казенным.

Наименование учреждения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке органом государственной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.

В наименовании учреждения указывается его вид и при необходимости специальное, в т.ч. исторически закрепившееся, название учреждения (детская музыкальная школа, центральная специальная музыкальная школа, детская художественная школа, детская хореографическая школа, детская цирковая школа, детская школа художественных ремесел, детская хоровая школа, детская театральная школа, детская школа эстрадного искусства).

Если в наименовании детских школ искусств (в т.ч. по различным видам искусств) употребляется специальное название, вид учреждения не указывается.

Для негосударственных учреждений настоящее Типовое положение выполняло функцию примерного.

  • — реализует дополнительные образовательные программы, в т.ч. дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств в детских школах искусств (в т.ч. по различным видам искусств);
  • — оказывает образовательные услуги, предусмотренные уставом учреждения, в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

  • 1) обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;
  • 2) выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
  • 3) профессиональная ориентация детей;
  • 4) создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • 5) подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
  • 6) адаптация детей к жизни в обществе;
  • 7) формирование общей культуры детей;
  • 8) организация содержательного досуга детей;
  • 9) удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.

По инициативе детей в учреждении могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.

Администрация учреждения оказывает содействие в работе таким объединениям и организациям.

В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственном и муниципальном учреждении образование носит светский характер.

  • — имеет право устанавливать прямые связи с учреждениями, предприятиями и иными организациями, в т.ч. и иностранными;
  • — учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования.

Язык (языки), на котором (которых) ведутся обучение и воспитание в учреждении, определяется учредителем и (или) уставом учреждения.

Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

  • — невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • — реализацию не в полном объеме дополнительных образовательных программ, дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования детей;
  • — жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса;
  • — нарушение прав и свобод детей и работников учреждения;
  • — иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • деление дополнительного образования на подвиды;
  • • особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • • особенности реализации дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • • относить программы дополнительного образования к тому или иному виду;
  • • различать понятия «общеразвивающие дополнительные общеобразовательные программы» и «предпрофессиональные дополнительные общеобразовательные программы»;

• навыками применения норм законодательства о дополнительном образовании в правоприменительной практике.

Дополнительные общеобразовательные программы и особенности их реализации в Российской Федерации

Дополнительное образование является единственным видом образования, которое классифицируется на подвиды. Согласно ч. 6 ст. 10 Закона об образовании дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. В соответствии с делением на подвиды определяются виды программ дополнительного образования: дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные программы (ч. 4 ст. 12 Закона).

Дополнительные общеобразовательные программы в свою очередь делятся:

  • • на дополнительные общеразвивающие программы;
  • • дополнительные предпрофессиональные программы.

Освоение дополнительных общеразвивающих программ не сопровождается повышением образовательного уровня обучающихся. Также законодательство не устанавливает каких-либо требований к уровню образования для допуска к освоению данных программ, если иное не обусловлено их спецификой.

Дополнительное образование следует отличать от культурно-досуговой и иной деятельности. Сравним, например, «клуб любителей французского языка» и «курсы французского языка». В первом случае собираются единомышленники и обсуждают какие-либо темы на французском языке. При этом целенаправленная образовательная программа здесь отсутствует — это просто встречи, отдельные семинары и т.д. Во втором случае присутствует образовательная программа и целенаправленные усилия обучающихся по ее освоению. Таким образом, «клуб любителей французского языка» не является дополнительным образованием, а «курсы французского языка» являются.

Одним из существенных различий между дополнительными общеразвивающими программами и дополнительными предпрофессиональными программами являются требования к возрасту обучающихся. Если дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых, то дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются только для детей (ч. 2 ст. 75 Закона об образовании).

Также среди различий между этими программами следует выделить то, что содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ кроме этого должно соответствовать федеральным государственным требованиям (ч. 4 ст. 75 Закона об образовании).

Отметим, что такие требования устанавливаются только к дополнительным преднрофессиональным программам. Федеральные государственные требования устанавливают требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и к срокам обучения но этим программам. Указанные требования в области искусств устанавливаются Минкультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 5 ст. 83 Закона об образовании), а в области физической культуры и спорта — Минспорта России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 4 ст. 84 Закона).

Кроме этого, рассматриваемые программы различаются по своим целям.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени (ч. 1 ст. 75 Закона).

Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств (ч. 3 ст. 83 Закона).

Соответственно, слово «предпрофессиональные» в наименовании данной разновидности программ означает, что, несмотря на то что данные программы не повышают уровень образования обучающихся, они готовят их к получению профессионального образования в соответствующей области.

Еще одной особенностью предпрофессиональных образовательных программ является то, что прием на обучение по ним проводится на основании результатов индивидуального отбора. Целью такого отбора является выявление лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные или способности в области физической культуры и спорта (ч. 6 ст. 83, ч. 5 ст. 84 Закона об образовании).

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области искусств утвержден приказом Минкуль- туры России от 14.08.2013 № 1145. Согласно п. 9 данного Порядка для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные прослушивания, просмотры, показы, предусмотренные образовательной организацией. Формы проведения отбора по конкретной предпрофессио- нальной программе устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом федеральных государственных требований.

Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессио- нальным программам в области физической культуры и спорта утвержден приказом Минспорта России от 12.09.2013 № 731. В соответствии с п. 4 указанного Порядка индивидуальный отбор проводится в целях выявления у поступающих физических, психологических способностей и (или) двигательных умений, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ. Для проведения индивидуального отбора поступающих образовательная организация проводит тестирование, а также вправе проводить предварительные просмотры, анкетирование, консультации в порядке, установленном образовательной организацией.

Статьей 83 Закона об образовании дополнительно установлен ряд особенностей реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Частью 3 указанной статьи очерчен круг образовательных организаций, в которых могут реализовываться указанные программы:

  • • образовательные организации дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств);
  • • профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;
  • • образовательные организации высшего образования.

Еще одной особенностью рассматриваемых программ является то, что их освоение, в отличие от иных дополнительных общеразвивающих программ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливается Миикультуры России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 7 ст. 83 Закона об образовании). Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утверждено приказом Миикультуры России от 09.02.2012 № 86. Итоговая аттестация проводится в формах выпускных экзаменов. Их количество и виды для конкретной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств устанавливаются федеральными государственными требованиями. При этом могут быть предусмотрены следующие виды выпускных экзаменов: концерт (академический концерт), исполнение программы, просмотр, выставка, показ, постановка, письменный и (или) устный ответ. В п. 7 указанного Порядка отдельно подчеркивается, что итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

Часть 14 ст. 60 Закона об образовании устанавливает, что лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минкультуры России.

Каких-либо специальных документов, которые могут выдаваться лицам, освоившим дополнительные общеразвивающие программы, законодательство не предусматривает. Вместе с тем ч. 15 ст. 60 Закона предусматривает возможность выдачи таким лицам документов об обучении по образцу и в порядке, которые самостоятельно устанавливаются реализующими такие образовательные программы организациями.

Может ли государственное образовательное учреждение осуществлять дополнительное образование детей и взрослых?

В соответствии с действующим российским законодательством об образовании дополнительное образование в Российской Федерации подразделяется:

  • на дополнительное образование детей и взрослых и

Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)

  • дополнительное профессиональное образование.

Статья 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)

В данном материале будут рассмотрены основные особенности первого вида дополнительного образования – дополнительного образования детей и взрослых.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено:

на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых,

удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

п.1 Статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)

Дополнительное образование детей обеспечивает:

их адаптацию к жизни в обществе,

профессиональную ориентацию, а также

выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются:

на общеразвивающие образовательные программы и

предпрофессиональные образовательные программы.

Дополнительные общеразвивающие образовательные программы:

реализуются как для детей,

так и для взрослых.

Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы:

в сфере искусств, физической культуры и спорта

реализуются для детей.

п.2 Статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются:

любые лица без предъявления требований к уровню образования,

если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

п.3 Статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)

Содержание дополнительных общеразвивающих образовательных программ и сроки обучения по ним:

  • определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется:

образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность,

в соответствии с федеральными государственными требованиями.

п.4 Статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)

Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ определяются:

в соответствии с частями 3 – 7 статьи 83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусств» и

частями 4 – 5 статьи 84 «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.).

п.5 Статьи 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)

Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств

Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств реализуются в целях:

выявления одаренных детей в раннем возрасте,

создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания,

приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств,

опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.

Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств реализуются:

в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств),

в профессиональных образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и

в образовательных организациях высшего образования.

Перечень дополнительных предпрофессиональных образовательные программ в области искусств устанавливается:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры,

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования:

  • устанавливаются федеральные государственные требования.

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области искусств проводится:

на основании результатов индивидуального отбора,

проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные,

в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры,

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Освоение дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств завершается:

итоговой аттестацией обучающихся,

форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры,

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

части 3 – 7 статьи 83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусств» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)

Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта

Дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта направлены:

на отбор одаренных детей,

создание условий для их физического воспитания и физического развития,

получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.

К минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам:

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта,

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования,

устанавливаются федеральные государственные требования.

Указанные федеральные государственные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области физической культуры и спорта проводится:

на основании результатов индивидуального отбора,

проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта,

в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта,

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

части 4 – 5 статьи 84 «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 6 марта 2018 г.)

В следующем материале будут рассмотрены особенности дополнительного профессионального образования.

Что такое дополнительное образование? Центры, программы

Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?

Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель – разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель – обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования – это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

На какие подвиды делится?

Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.

Дополнительное проф. образование доступно только для ограниченного круга лиц, а доп. образование для взрослых и несовершеннолетних – для всех.

По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.

К нормативному сроку обучения по дополнительным профессиональным программам установлены конкретные требования. К программам дополнительного образования взрослых и детей – нет.

Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.

Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.

Дополнительное профессиональное образование

Что такое дополнительное образование в контексте дополнительного проф. образования? Это подвид образования, направленный на повышение квалификации специалистов и профессиональную переподготовку специалистов с целью освоения новой квалификации. По освоению дополнительных профессиональных программ обязательно выдаются документы – удостоверение о повышении квалификации либо диплом о профессиональной переподготовке.

Ключевое отличие и особенность ДПО – наличие среднего либо высшего профессионального образования перед зачислением в организацию. Также допускается получать ДПО одновременно с получением среднего или высшего профессионального образования. Лицам, не имеющим и не получающим профессиональное образование этот подвид образовательных программ недоступен.

Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.

Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.

Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию “Историк, преподаватель истории”, хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Переподготовка

Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют “вторым” высшим образованием, но это не совсем так.

Например, учитель истории решил преподавать физическую культуру. Имеющийся диплом содержит только квалификацию “Историк. Преподаватель истории”. Соответственно, он может пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, где будет указана нужная квалификация – “Преподаватель физической культуры”.

Минимальным нормативным сроком обучения здесь является рубеж в 250 часов. Максимальный – также не установлен.

Образование, направленное на детей и взрослых

Так что же такое дополнительное образование детей и взрослых? Сразу возникает закономерный вопрос: причем здесь взрослые? Все правильно. Новый закон это предусматривает. Какие программы могут освоить взрослые? Любые – от программы обучения навыкам безопасного обращения с огнестрельным оружием до вышивания крестиком. Это зависит от индивидуальных образовательных потребностей конкретного индивидуума.

Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.

Рассмотрим эти программы подробнее.

Общеразвивающие программы

Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.

Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.

Предпрофессиональные программы

Такие программы могут осваивать только дети – лица в возрасте до 18 лет.

По завершении обучения обязательно выдается документ – свидетельство об обучении.

Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.

Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.

Предпрофессиональное обучение в сфере культуры

Детские школы искусств – организации, в которых реализуются такие программы. Кроме того, эти программы могут реализовывать организации СПО и ВПО, работающие в области искусств.

Предпрофессиональное образование в спорте и культуре

Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.

Направленности

Программы этого подвида имеют обязательный атрибут – направленность дополнительного образования. Что такое направленность? Какие направленности предусмотрены действующим законодательством? Раньше это называлось областью дополнительного образования. Теперь, когда нормативная правовая база подверглась обновлению, это называется направленностью. Всего их 6: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая и техническая. Направленности, по которым работает образовательное учреждение дополнительного образования, обязательно должны быть указаны в его уставе.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант – муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей – универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Источники:
http://bstudy.net/696551/pravo/dopolnitelnoe_obrazovanie
http://studme.org/219963/pravo/dopolnitelnoe_obrazovanie
http://moiprava.info/obrazovanie/pravo-na-dopolnitelnoe-obrazovanie/316-pravo-na-dopolnitelnoe-obrazovanie-detej-i-vzroslykh
http://businessman.ru/chto-takoe-dopolnitelnoe-obrazovanie-tsentryi-programmyi.html
http://ipnalogi.ru/vidy-deyatelnosti-ip-na-usn/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию