Можно ли ездить без путевого листа по доверенности?

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

ГИБДД охотится на водителей без доверенностей и путевых листов

Уже три года прошло с тех пор, как в России были отменены доверенности на управление автомобилем. Однако, в последнее время инспекторы ГИБДД снова стали спрашивать доверенности у водителей служебных автомобилей. И хотя штраф за отсутствие доверенности отменён, инспектор может попросить показать путевой лист. Если его нет, водитель может быть оштрафован на 500 рублей, а организация, на которую зарегистрирован автомоблиь – до 100 тысяч рублей.

Поэтому, если вы садитесь за руль служебного автомобиля без путевого листа, позаботьтесь о том, чтобы у вас была с собой доверенность. Без неё вы не сможете ни забрать машину со штрафстоянки, ни пообщаться с дилерами или страховщиками.

Для чего может понадобиться доверенность?

— при регистрационных действиях в ГИБДД

— при оформлении страховки

Ещё один важный нюанс, о котором забывают руководители корпоративных автопарков, отказываясь от доверенности — ответственность. Следует помнить, что в ситуации, когда сотрудник компании управляя служебным транспортом попадает в ДТП или нарушает ПДД, ответственность за возмещение вреда, согласно статье 1079 ГК РФ, ложится на владельца автомобиля, то есть на компанию. Но если будет доказано, что водитель не был связан с компанией трудовым договором и управлял машиной по доверенности, возмещать вред будет он сам.

Таким образом, если компания выдала своему водителю доверенность, да ещё и подкрепила её актом приёма-передачи, она не будет нести ответственность за действия своего сотрудника на дороге.

Частным лицам также не нужно забывать о том, что если они передают личную машину знакомым или родственникам, грамотно составленная доверенность обезопасит владельца автомобиля от многих возможных неприятностей.

По действующим на сегодня (декабрь 2015) правилам, водитель не обязан предъявлять сотруднику ГИБДД доверенность. Но и запрета на предъявление доверенности нет. Другое дело, что инспектора будет интересовать не только доверенность.

Когда три года назад ГИБДД предложила отменить доверенности, предполагалось, что право на управление автомобилем будет подтверждаться страховым полисом ОСАГО. Однако у корпоративных автомобилей страховка часто бывает с неограниченным числом водителей — и единственным документом для подтверждения права на управление остаётся путевой лист.

В каких ситуациях инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя путевой лист?

— Если автомобиль принадлежит юридическому лицу;

— если отсутствует доверенность, а полис ОСАГО не имеет ограничений по количеству водителей;

— если водитель едет с грузом;

— если в служебном автомобиле находятся пассажиры

По правилам, в путевом листе указываются данные автомобиля и водителя, количество израсходованного топлива, а также отметки механика и медработника, выпустивших машину на линию или в рейс. В соответствии с пунктом 2.1.1 ПДД “в установленных случаях” инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя предъявить путевой лист.

Многие водители ошибочно считают, что путевые листы нужны только водителям грузовиков, автобусов или такси. А разъезжать по своим делам на корпоративной легковушке можно и без этого документа. Причина этого заблуждения кроется именно в той самой формулировке “установленные случаи”. В ПДД эти самые случаи не описаны, но описаны в Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта, который утвержден федеральным законом №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года. Этот устав запрещает «осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство», а порядок оформления, в свою очередь, указан в приказе Минтранса от 18.09.2008 №152. Однако в том же уставе говорится, что пассажир вместе со своим багажом — это только тот, кого перевозят на основании договора о транспортных услугах. Иными словами, если компания-владелец официально не занимается извозом, а сама поездка частная, то ни эти правила, ни «установленные случаи», требующие путевых листов, на водителя не распространяются. И многие суды часто становятся на сторону компаний, которые были оштрафованы за отсутствие у их сотрудников путевых листов.

Так можно ли ездить без путевого листа?

Однако, в конце прошлого года, Верховный Суд РФ своим определением №302-КГ14-529 по делу красноярской компании, которая не выдавала водителями путевые листы, поддержал решение Федерального арбитражного суда в Иркутске: любые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели безотносительно их рода деятельности даже в поездках для собственных нужд обязаны оформлять путевые листы, когда в машине, помимо водителя, находится пассажир или багаж.

Верховный суд исходил из более широкой трактовки понятия “пассажир”, которую дают ПДД и федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.). Согласно их букве, пассажиром считается всякий, кроме водителя, кто находится в транспортном средстве, а также тот, кто входит или выходит из него. И если организация в принципе использует машины для перевозки людей и багажа даже в своих собственных нуждах, она должна подчиняться и Уставу перевозок автомобильным транспортом. Даже если директор компании со своей семьёй в выходные едет на служебной машине на дачу, а не по делам фирмы.

Более того, Верховный Суд своим решением подтвердил: если организация эксплуатирует легковые и грузовые автомобили для перевозки сотрудников и грузов по дорогам общего пользования, значит сотрудники являются участниками дорожного движения — поэтому фирма обязана “обеспечивать безопасность пассижиров и грузов автомобильным транспортом, а именно соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств».

При этом водители должны иметь при себе путевые листы с обязательными реквизитами, заполненные в установленном Минтрансом порядке, то есть, помимо данных о машине, компании-владельце и водителе, нужно указывать еще время и пробег при выезде на рейс, а также ставить отметки о дате и времени предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя!

Штраф за нарушения в этом случае предусмотрен не только для водителя, но и для владельца автомобиля — 100 тысяч рублей по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. И на чью сторону встанет суд при обжаловании штрафа, неизвестно. Как говорят на Руси, «закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло». А главный вывод пока неутешителен: езда по России без доверенностей и путевых листов на служебных автомобилях — лотерея с немалой суммой на кону.

Путевой лист

Опции темы
Поиск по теме

Езжу на машине, принадлежащей юр.лицу. Я директор и владелец юр. лица. На меня есть доверенность от меня, что я доверяю мне управлять авто. Иногда докапываются, просят путевку. Всегда лежит путевка незаполненная и без даты, но со всеми печатями. Последний раз в Бердске остановили, спросили путевку, я вытащил, спросил – заполнять? Гаишник вздохнул, сказал – ладно, не порти бланк. и отпустил, даже за невключенные фары забыл предупредить)))
Заказал себе печать о прохождении медосмотра, сам штампую))) Пока не попался))) К плановой проверке придется договор с какой-нибудь медсестричкой симпатичной, в коротком халатике, чулочках. заключить)))

опять варианты из жизни ((
мне бы по закону. остановился пока на варианте с доверкой.
теперь надо понять про перевозку грузо своих конторских и пассажиров (ребенка)

Я думал ты догнал уже,что путевой лист нужен.

В законах черным по белому написано что путевой нужен только для перевозки пассажиров за деньги и для перевозки грузов. Ну нахера себе жизнь усложнять и придумывать сложности

Будешь ехать не один или с грузом каким нибудь то как мазаться будешь? Может проще и дешевле привычку заиметь с путевкой ездить? 😉

Все как бы так, везу лодку поехал на рыбалку. груз – груз, но мой . значит путевой не нужен ?

Будет зависеть от того, что прописано в доверке. Я сразу прописал использование авто и в личных целях, т.е. не только по работе.

там без конкретики, просто доверяю упралвение и страховки оформления гаи и прочее. нет деления на контрские и личные цели

доверки или договора хватит, как по вашему в автосалонах дают тачки на тест-драйв? покупашки проходят пред рейсовый осмотр и им дают путевой лист? ))) обычная доверка Либо договор с печатью конторы и пох скока там человек в тачке хот 1 хоть 500 и полный багажник чемоданов.

Последний раз редактировалось 7ander; 24.08.2016 в 06:04 .

держи изучай
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80554/
вкратце. нужен лист, отметка врача, и подписи механика. если механика нет, отправлять на курсы любого сотрудника, он и будет выпускающий.

С первого июля нынешнего года,механиком выпускающим транспорт на линию может быть не просто любой сотрудник компании отучившийся на курсах,а человек с ПРОФИЛЬНЫМ образованием(автотранспортный техникум как минимум)

и страшен не сам штраф за отсутствие путевого, а внеплановая проверка (машины же зарегистрированы как на юр.лицо) с запросом всех документов.

суть не в этом, должен быть человек, который за это ОТВЕТСТВЕННЫЙ.. (аккредитованный)

Совершенно верно. В феврале проходил обучение, сдавал экзамены. Обошлось в 13 тысяч.
Вся опасность попасться без путевки или с поддельной путевкой именно во внеплановой проверке. А если нет ответственного, то штраф выписывают юр.лицу. А это очень кругленькая сумма.

1. Согласно п.2.1.1. Правил дорожного движения водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки путевой лист только в установленных случаях. К таким случаям законодательство РФ относит управление автомобилем водителем, осуществляющим перевозку грузов или пассажиров на коммерческой основе (оказание транспортных услуг).
Нормативная база:
Согласно ч.2 ст.6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав): «Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство».
Согласно п.1 ст.2 Устава: «багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке»
Согласно п.3 ст.2 Устава: «груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке»
Согласно п.12 ст.2 Устава: «пассажир – физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира».

2. Согласно п.2 ст. 12.3. КоАП управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Таким образом, привлечь к ответственности по указанной статье можно только водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа, грузов. Поскольку только в этих случаях законодательством предусмотрена необходимость наличия у водителя путевого листа.

3. Отмена необходимости иметь при себе доверенность на право управления не влияет на юридический статус данного документа, не прекращает его существование. Изменения, внесенные в Правила дорожного движения, не отменяют положений Гражданского кодекса РФ, в статье 1079 которого по-прежнему одним из законных оснований владения источником повышенной опасности (транспортным средством, в частности) названа доверенность на право управления транспортным средством. Таким образом, путевой лист для водителей не осуществляющих перевозку грузов или пассажиров на коммерческой основе необязателен.

Могу ли я ездить по доверенности, без путевого листа.

Я единственный учредитель и директор предприятия, пользуюсь служебным легковым автомобилем ислючительно в личных, некомерческих целях. Могу ли я ездить по доверенности, без путевого листа. Нужна ссылка на закон или нормативный акт.

Путевой лист легкового автомобиля”, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78 по согласованию с Минфином России, Минэкономики России, Минтрансом России в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер.

Согласно указаниям по применению и заполнению указанной формы, она является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю. При этом путевой лист выдается только на один день или смену. На более длительный срок он выдается в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Что касается описания маршрута следования в путевом листе, связанного с выполнением перевозок или служебного задания, то он записывается по всем пунктам следования автомобиля.

Заполнение раздела “Движение горючего” производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. Соответственно и расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега.

Не допускается наличие в унифицированных формах незаполненных реквизитов. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой (Федеральный закон “О бухгалтерском учете” и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н) ответственность за достоверность содержащихся в документах данных, правильность их оформления, а также за своевременное и надлежащее составление первичных учетных документов несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Нужен ли путевой лист: Как сотрудники ГИБДД разводят водителей на деньги

Имеют ли право инспекторы ГИБДД требовать путевой лист?

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и сначала попросили предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем путевой лист. Как вы уже поняли наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующему законодательству он имел право передвигаться без путевого листа.

То же самое касается доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но, несмотря на то, что водитель не нарушал закон, он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте разбираться.

Для начала давайте выясним, законно ли инспекторы ДПС требовали от водителя доверенность на право управления автомобилем.

И так, для этого давайте вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года, который отменил абзац четвертый пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Так, в частности Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2012 года отменило абзац, обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами Правительство в 2012 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2012 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.

К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав предъявить заполненный документ, указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители, управляющие корпоративным транспортом, обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы.

Как вы уже поняли наш герой не имел оформленного путевого листа. В итоге сотрудники Госавтоинспекции, составив протокол об административном правонарушении, выписали штраф в размере пятисот рублей.

К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф не законно, и его можно было легко, оспорив в суде, отменить. Все дело в том, что наш герой, несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист, поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов.

Самое плохое, что это не единичный редкий случай на дороге. К нам поступает множество информации со всей страны, которая говорит о том, что сотрудники ГИБДД во многих регионах также требуют от всех водителей корпоративного транспорта заполненные путевые листы. Также не редко когда у водителей корпоративного автотранспорта требуют и доверенности. Что же получается? Сотрудники полиции, которые призваны охранять закон и следить за его соблюдением сами его нарушают? Надеемся, что это не намеренно и по не знанию. Хотя признаем, что наверняка есть и такие сотрудники, которые таким образом стараются “разводить” не грамотных водителей.

Почему сотрудники ГИБДД не имеют право требовать путевой лист и доверенность?

И так давайте внимательно рассмотрим пункт 2.1.1 Правил дорожного движения:

Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) передавать им, для проверки следующие документы:

– водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории

– регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам)

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов

– документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак “Инвалид”

– страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца (полис ОСАГО)

– в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля

Обратите внимание на выделенный красным текст. Этот пункт указывает на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист, только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об “установленных случаях“.

Также внимательно прочтите пункт ПДД 2.1.1.

Вы видите здесь пункт обязывающий водитель возить с собой и предъявлять полиции по первому требованию доверенность? Естественно этого пункта здесь нет, поскольку в действующих правилах дорожного движения, поскольку это требование закона было отменено Постановлением Правительства РФ еще в 2012 году.

И так, согласно правилам дорожного движения, которые действуют на сегодняшний день, никто не вправе от вас требовать доверенность на право управления автотранспортным средством независимо от того, кто является собственником автомашины.

Помните, что доверенность нужна в том, случае если от имени юридического лица или предпринимателя водитель собирается осуществлять какие-либо юридические действия. Например, забрать автомобиль со штраф стоянки, или проводить регистрационные действия в ГИБДД.

Также мы знаем, что возить с собой заполненный путевой лист нужно только в установленных законом случаях.

Но в каких же тогда случаях, установленных законом, водители обязаны иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по требованию полиции?

Да, действительно в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в случае, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза (ов) или пассажиров.

Для начала давайте выясним, в каких случаях заполняется путевой лист. Этот вопрос регулируется Приказом Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов“, с изменениями на 2017 год.

Так, согласно этому документу, путевой лист заполняется на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:

  • “9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях”

Многие скажут что в этом документе нет ни слова о ” коммерческих перевозках ” поэтому, судя по всему, путевой лист должен оформляться во всех случаях эксплуатации транспортного средства, которое принадлежит юр.лицу или ИП.

На самом деле это не так. Дело в том, что Приказ Минтранса №152 прямо ссылается на более важный Федеральный закон:

Закон № 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” от 8 ноября 2007 года

Статья 1. Предмет регулирования

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  1. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также – транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
  1. Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
  1. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

То есть, как видите Приказ Минтранса №152, ссылаясь на Федеральный закон №259, подразумевает, что путевой лист должен оформляться при коммерческих перевозках грузов и пассажиров. Но в этих документах нет ни слова о том, что у водителя автомобиля, который принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, должен быть на руках заполненный путевой лист при любых видах перевозок. То есть, при отсутствии факта коммерческих перевозок согласно приказу Министерства транспорта, путевой лист не должен заполняться. Например, при поездках для корпоративных нужд компании. Иначе в подобном документе это было бы прописано.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

Согласно Федеральному закону №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Также согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир:

Груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке

Багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке

Пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства

Также обратите внимание на статью 2 “Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259”, где разъясняется, что такое перевозчик:

  • Перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу”

И так, что из этого следует:

Нужно ли оформлять путевой лист для водителей, которые находятся за рулем корпоративного (служебного транспорта) если они не осуществляют коммерческих перевозок, а эксплуатируют автотранспорт для внутренних нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя?

Как вы уже поняли в этом нет необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

К сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД, по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намерено пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.

Тем более что штраф за отсутствие путевого листа составляет всего 500 рублей. Многие водители, даже в душе понимая, что сотрудники ДПС не законно требуют путевой лист, стараются не связываться. Для многих, к сожалению, проще заплатить штраф.

Но это приводит к безнаказанности тех недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые незаконно требуют предъявить путевой лист с водителей, которые не занимаются коммерческими перевозками.

Поэтому советуем вам в случае незаконного привлечения к административной ответственности за отсутствие оформленного путевого листа, оспаривать действия сотрудников ГИБДД в суде.

Надеемся, что рано или поздно органы ГИБДД разъяснят всем своим сотрудникам и обяжут их выучить Федеральное законодательство и другие нормативные акты, которые прямо указывают, что оформлять путевой лист нужно, когда осуществляются перевозки за деньги – т.е. коммерческие перевозки автотранспортом.

Кстати в нашей стране чудят не только сотрудники ГИБДД на дороге. Вот пример вопиющей безграмотности сотрудников Управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области.

Зачем ГИБДД охотится на водителей без доверенностей и путевых листов?

Российские водители уже три года живут без доверенностей, но в последнее время инспекторы ГИБДД начали интересоваться этим документом — в особенности у тех, кто управляет служебным автомобилем. Штраф за отсутствие доверенности давным-давно отменен, на этом сегодня мало кого проведешь — но инспектор может попросить путевой лист на корпоративную машину. Если его нет, то с водителя требуют штраф в 500 рублей, а с организации, на которую зарегистрирован автомобиль, — уже 100 тысяч!

Кстати, мы в Авторевю регулярно садимся за руль служебных машин, а автомобили из пресс-парков для испытаний как правило получаем с обычными доверенностями, но без путевых листов. Да-да, доверенность мы по-прежнему возим­ с собой — и вам советуем. Водить-то автомобиль без нее можно, но забрать со штрафстоянки, сдать в сервис или пообщаться с дилерами и страховщиками уже не выйдет.

Есть и еще один нюанс — ответственность. Тут следует помнить, что в ситуации, когда сотрудник компании, управляя служебным транспортом, попадает в ДТП или нарушает ПДД, ответственность за возмещение вреда, согласно статье 1079 Гражданского кодекса РФ, ложится на владельца источника повышенной опасности, то есть на фирму. Однако, если удастся доказать, что водитель не связан с ней трудовыми отношениями и управлял машиной по доверенности, возмещать вред будет уже он. Так что доверенность, особенно подкреп­ленная актом приема-передачи, поможет доказать алиби компании.

Об этом, кстати, не нужно забывать и обычным автомобилистам, которые передают личную машину знакомым или родственникам: грамотно оформленная доверенность обезопасит владельца от многих малоприятных хлопот.

Предъявлять ли доверенность сотруднику ГИБДД? Правила дорожного движения этого не требуют, но и не запрещают. Другое дело, что инспектора может интересовать не только это.

Три года назад, когда ГИБДД предложила отменить доверенности, предполагалось, что вместо нее подтверждать право на управление транспортным средством может страховой полис ­ОСА­ГО. Однако у корпоративных машин страховка, как правило, с неограниченным числом водителей — и единственным «персонализированным» документом остается. путевой лист. Да-да, старая советская «путевка», которая появилась в перечне водительских документов еще в 1920 году.

Где еще водителю может понадобиться доверенность?
— На штрафстоянке;
— в автосервисе;
— при регистрационных
действиях в ГИБДД;
— при оформлении страховки

По нынешним правилам, в ней указываются данные машины и водителя, количество израсходованного топлива, а также предусмотрены отметки механика и медработника, выпустивших автомобиль и водителя в рейс. Вот такую «путевку» и спрашивают инспекторы ГИБДД, ибо пункт 2.1.1 ПДД «в установленных случаях» обязывает водителя иметь ее при себе. Когда речь идет о профессиональном водителе грузовика, автобуса или такси, это понятно. Но зачем путевой лист тому, кто просто ездит по своим делам на корпоративной легковушке?

Ответ из ГИБДД России на наш официальный запрос пришел через две недели — и представлял собой отписку на полстранички с цитатой из ПДД: мол, все, что необходимо, указано в том самом пункте 2.1.1. Похоже, что полиции либо невыгодно признавать существование проблемы, либо специалисты ГИБДД сами не знают верных ответов.

Дело в том, что «установленные случаи» в ПДД не перечислены, а описаны только в Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта, который утвержден федеральным законом №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года. Этот устав запрещает «осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство», а порядок оформления, в свою очередь, указан в приказе Минтранса от 18.09.2008 №152. Однако в том же уставе говорится, что пассажир вместе со своим багажом — это только тот, кого перевозят на основании договора о транспортных услугах. Иными словами, если компания-владелец официально не занимается извозом, а сама поездка частная, то ни эти правила, ни «установленные случаи», требующие путевых листов, на водителя не распространяются.

И некоторые российские суды действительно отменяют подобные штрафы после обжалования. Однако наше право не прецедентное. Более того, в конце прошлого года Верховный Суд РФ своим определением №302-КГ14-529 по делу красноярской компании, которая не выдавала водителями путевые листы, поддержал совершенно иное решение Федерального арбитражного суда в Иркутске: любые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели безотносительно их рода деятельности даже в поездках для собственных нужд обязаны оформлять путевые листы, когда в машине, помимо водителя, находится пассажир или багаж.

Основание — более общая трактовка понятия «пассажир», которую дают ПДД и федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.). Согласно их букве, пассажиром считается всякий, кроме водителя, кто находится в транспортном средстве, а также тот, кто входит или выходит из него. И раз организация в принципе использует машины для перевозки людей и багажа даже по собственным внутрихозяйственным нуждам, то должна подчиняться и уставу перево­зок автомобильным транспортом. И поди докажи, что директор со своей семьей в выходные едут на служебной машине на дачу, а не по делам фирмы.

Когда инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя путевой лист?
— Если автомобиль принадлежит
юридическому лицу;
— если отсутствует доверенность, а полис ОСАГО не имеет ограничений по количеству водителей;
— если водитель едет с грузом;
— если в служебном автомобиле находятся пассажиры

Хуже того, Верховный Суд тогда подтвердил: если организация эксплуатирует легковые и грузовые автомобили для перевозки сотрудников и грузов по дорогам общего пользования, значит, сотрудники эти являются участниками дорожного движения — и поэтому фирма обязана «обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а именно соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств». При этом водители должны иметь при себе путевые листы с обязательными реквизитами, заполненные в установленном Минтрансом порядке, то есть, помимо данных о машине, компании-владельце и водителе, нужно указывать еще время и пробег при выезде на рейс, а также ставить отметки о дате и времени предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя!

Штраф за нарушения в этом случае предусмотрен не только для водителя, но и для владельца автомобиля — 100 тысяч рублей по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. И на чью сторону встанет суд при обжаловании штрафа, неизвестно. Как говорят на Руси, «закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло». А главный вывод пока неутешителен: езда по России без доверенностей и путевых листов на служебных автомобилях — лотерея с немалой суммой на кону.

Штраф за езду без путевого листа

Чтобы четко понимать, кому и зачем нужен путевой лист, следует разобраться, что собой представляет этот документ, для каких целей используется, и какой грозит штраф за отсутствие путевого листа в 2019 году.

Данный документ позволяет человеку находится за рулем автомобиля, содержит всю необходимую информацию об авто и водителе.

Используя путевой лист, фирмы и организации имеют возможность контролировать работу водителя, расход горючего, а также просчитывать пробег автомобиля с его помощью.

Что такое путевой лист

Путевой лист — это документ, который дает право водителю управлять машиной. Он содержит информацию о:

  • организации, что выдала путевой лист;
  • водителе, который управляет данным транспортным средством;
  • автомобильном средстве;
  • маршруте, по которому следует автомобильное средство.

Используя путевой лист, предприятие ведет учет:

  • работы водителя;
  • расхода горюче-смазочных материалов;
  • пробега транспортного средства.

С 2013 года, организациям предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать формат путевого листа. При этом в нем должны отражаться обязательные реквизиты, установленные ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, и приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

Но не запрещено использовать унифицированную форму документа, утвержденную Госкомстатом РФ №78.

Из этого следует вывод, что фирмы и организации вправе самостоятельно решать, какую форму путеводного листа им использовать — утвержденную государством или составленную лично, но соответствующую всем требованиям .

Какой срок может храниться путевой лист

На данный момент, сроки хранения путевых листов прописаны в таких документах:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ № 152 от 18. 09. 2008 года.
  2. Приказ Министерства культуры РФ № 558 от 25. 08. 2010 года.

В соответствии с первым приказом, ПЛ может храниться не меньше 5 лет. Это значит, что при желании, любая организация вправе увеличить этот срок.

В приказе Минкультуры уточняется, что хранение ПЛ допускается сроком на 5 лет, но при условии контроля или проверки регулирующим органом в течение этого времени.

Из вышеизложенного становится ясно, что если на протяжении 5 лет проверки не было, то использовать путевые листы фирма не имеет права.

ПЛ относится к первичному документу, поэтому срок его хранения также устанавливают:

  1. Налоговый кодекс РФ.
  2. Закон о бухучете № 402 от 04. 11. 14.

В Налоговом кодексе говорится, что сохранять путевой лист можно не меньше 4 лет, а в законе о бухучете — 5 лет.

Если деятельность организаций не имеет отношения к автотранспортным услугам, они вправе выдавать путевой лист сроком от 1 дня до 1 месяца.

Что касается транспортных организаций, то они обязаны выдавать путевой лист ежедневно, исключением является командирование сотрудника — тогда путевой лист выдается на весь срок командировки.

Кому необходим ПЛ при работе

В соответствии с законодательством, использовать автомобильное средство без оформления путевого листа запрещается в таких случаях:

  • если водитель занимается перевозкой пассажиров;
  • при перевозке багажа, груза, товаров;
  • при использовании такого наземного транспорта, как трамвай, автобус, троллейбус.

В некоторых случаях, работник фирмы не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а просто использует автомобиль по работе для передвижения.

При этом сразу возникает вопрос, грозит ли штраф за езду без путевого листа. Однозначного ответа пока нет, встречались случаи, когда судом было разрешено не меть при себе ПЛ.

Но стоит учитывать, что сотрудники Госавтоинспекции требуют предъявить путевой лист, если машина зарегистрирована на фирму или физическое лицо, а водитель эксплуатирует ее в собственных целях. Поэтому существует возможность, что свою позицию придется отстаивать в суде.

Для предотвращения таких проблем и судебных разбирательств, лучше всего выдавать водителю путевой лист. Это сэкономит время и избавит от споров с сотрудниками ДПС.

Путевой лист рекомендуется иметь при себе даже частным предпринимателям, что используют свои авто в работе, сами осуществляют пассажирские или грузовые перевозки.

Стать исключением может только тот случай, когда физическое лицо пользуется машиной для собственных потребностей или оформляет доверенность на другого человека.

Штраф за отсутствие путевого листа

На данный момент штраф за отсутствие путевого листа прописан в КоАП РФ. Его размер составляет от 500 рублей.

В некоторых случаях можно просто получить предупреждение. Кроме того, штрафные санкции накладываются за неправильно оформленный путевой лист, а не только за его отсутствие.

Законом предусмотрены такие суммы штрафов:

  1. Если за автомобиль несет ответственность водитель, ему выпишут штраф в размере 500 рублей или сделают предупреждение.
  2. Если к ответственности привлекается должностное лицо организации — сумма штрафа составит 20000 рублей.
  3. Для юридического лица размер штрафа может достигать и 100000 рублей.

В некоторых случаях могут быть исполнены все три позиции одновременно. Частный предприниматель несет полную ответственность, даже когда он не является юридическим лицом.

Если организация не считает целесообразным заполнять путевые листы ежедневно, то им рекомендуется оформлять доверенности.

Важно учитывать такой момент, что с точки зрения экономии средств, путевочный лист является более надежным подтверждением, чем чеки с заправок.

Штраф за езду без ПЛ для ИП

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП, может быть выписан, не зависимо от того, одно это лицо или разные. Максимальная сумма штрафа достигает 100000 рублей.

Таким образом, размер наказания за езду без ПЛ может быть довольно внушительным. Поэтому лучше проследить за его наличием и корректностью заполнения.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ для юридических лиц

Кроме общих моментов, при которых необходимо наличие ПЛ, оформление путевки должно сопровождаться и передвижение на служебном авто сотрудников организации.

Штраф за отсутствие путевого листа на юридическое лицо грозит вне зависимости от целевого назначения автомобиля. При выезде он должен быть снабжен путевым листом.

Наказание за некорректно оформленный ПЛ

Штраф за неправильно оформленный путевой лист может составлять от 3000 до 30000 рублей, в зависимости от субъекта. Разработан определенный порядок заполнения путевого листа:

  1. Заполняется на каждый авто, что используется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом для наземного транспорта.
  2. Оформляется на срок от 1 дня до месяца, но не больше.
  3. Если применяется посменный режим, оформлять следует отдельный бланк на каждого водителя.
  4. Путевочный лист должен содержать информацию об авто, номер документа.
  5. Штамп ИП или юридического лица обязательный.
  6. Указываются дата и время выезда.
  7. Отражается дата медицинского осмотра водителя и данные медицинского работника.
  8. Бланки путевых листов вносят в журнал регистрации.
  9. Хранятся документы 5 лет и более.

Если данный порядок не соблюдается, сотрудник ГИБДД вправе оформить взыскание.

Отсутствие штампа медосмотра

Штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе может составлять от 30000 рублей — для организаций, а для должностных лиц — 5000 рублей.

В случае, когда поездка оформляется удаленно, и поставить штамп невозможно — этот факт не снимает ответственности.

Вышеуказанные штрафы по-прежнему грозят за несоблюдение правил. Медицинский осмотр водителя — это обязательный момент в организации перевозок.

Штрафные санкции за отсутствие ПЛ грузового авто

Для грузового автомобиля наличие путевого листа в поездке обязательно. За несоответствие этой норме законодательства, грозит штраф в размерах 500, 20000, 100000 рублей, в зависимости от субъекта.

Отсутствие путевого листа на легковой авто

Если физическое лицо является собственником машины и использует ее в личных целях, то в путевом листе нет необходимости. Не нужен ПЛ на легковой автомобиль юридическому лицу, собственнику машины.

При потребности, он может сделать доверенность на водителя, которая исключает необходимость ПЛ. В таких случаях штраф не грозит ни водителю, ни собственнику.

Документ для легковых авто требуется в том случае, когда осуществляется перевозка пассажиров, багажей, грузов. Эта норма распространяется и на легковое такси. В противном случае возможен штраф до 100000 рублей.

По закону в 2019 году, юридические лица и ИП, что занимаются перевозками, обязаны проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, а также контролировать техническое состояние транспортного средства. Отсутствие подписи механика считается нарушением.

Таким образом, за отсутствие путевого листа, как водителю, так и организации либо индивидуальному предпринимателю, грозит штраф. Его размер напрямую зависит от того, на какую статью сошлется инспектор ГИБДД, составляя протокол.

Сумма может быть довольно ощутимой, поэтому лучше заранее позаботится о наличии путевых листов и корректности их заполнения.

Отсутствие путевого листа

Последние вопросы по теме «отсутствие путевого листа»

Нужен ли путевой лист мужу при управлении грузовиком жены, если она предприниматель?

Добрый день. Жена предприниматель, грузовик принадлежит ей, муж за рулём. Поясните по путевому листу, насколько необходим и какое наказание за его отсутствие.

Ответственность для грузоперевозчика за отсутствие путевого листа и цифрового тахографа

доброго дня. у меня ип . я грузоперевозчик. инспектор дпс внушал мне что за отсутствие путевого листа и цифрового тахографа скзи буду нести ответственность как юрлицо по какомуто новому закону. хотя я являюсь физлицом. это развод.

Является ли отсутствие печати ИП на путевом листе нарушением?

В путевом листе не поставили печать ИП, печать врача, подпись остальное оформление правильное. Является ли отсутствие печати ИП нарушением .?Работники ГИБДД озвучили штраф 50000 рублей.

Как оспорить штраф за отсутствие путевого листа, если ехал на микроавтобусе с друзьями по делам?

Здравствуйте. У меня свой микроавтобус 20 мест.27.10.18 ехал из Н.Новгорода в Иваново со своей семьей и друзьями по делам. Остановила госавтонадзор попросили путевой лист и дооворо фрахтования, я ответил что еду по своим делам с родствениками на .

Путевые листы для списания ГСМ в ООО при отсутствии водителей в штате

Добрый день! Подскажите пожалуйста. У нас ООО. На балансе 4 машины, часть из них в лизинге. Водителей в штате нет. Оформляем путевые листы для списания ГСМ. Перевозками людей и грузов не занимаемся. На машинах ездят работники по производственным .

Правомерен ли штраф за отсутствие путевого листа при следовании на транспорте в АТП?

Здравствуйте! Ситуация такая, водитель нашего учреждения выезжает на служебном транспорте в АТП для получения путевого листа и прохождения предрейсового осмотра, но по пути его штрафуют за отсутствие путевого листа, правомерно ли?

Могут ли наказывать два раза за отсутствие путевого листа?

Здравствуйте. Я зарегистрирован как ИП, занимался перевозкой пассажиров на своем авто, меня остановили сотрудники ГИБДД ивыписали 3 протокола за отсутствие путивого листа, отметки механика, предрейсовый медосмотр. 6500 рублей я его оплатил. Вчера .

Какой штраф грозит водителю и хозяину грузовика за отсутствие путевого листа?

Штраф за путевой лист на грузовом авто водителю и хозяину какой.какой будет штраф в каком размере! Мне очень интересно

Можно ли избежать штрафа для организации за отсутствие путевого листа?

В организации имеется автомобиль газель цельнометалическая, ездием по доверенности, на вопрос гаишников отвечали “еду по доверенности, коммерческой деятельностью в данный момент не занимаюсь, груз не развожу” и гаишник отпускал. Вчера попался .

Каков штраф за отсутствие подписи механика в путевом листе для ИП?

я ип не было росписи механика авто моё какой штраф могут дать я же не организация ?? .

ИП работает на упрощенке, имеем ли право ездить без путевого листа на грузовом транспорте?

Могут ли сотрудники.ГИБДД составит протокол за отсутствие Путевого листа (ИП) на упращёнке без Бух.учета

Выписан административный штраф ИП за отсутствие путевого листа

Добрый день! Выписан административный штраф.К кому обращаться за помощью? Автоюристу или просто юристу?

Какой штраф грозит водителю ИП по грузоперевозкам за отсутствие прохождения медика в путевом листе?

Я ИП заригестрирован по ЕНВД , занимаюсь перевозкой грузов по РФ .машина зарегистрирована на меня как на виз.лицо.какой штраф грозит мне за отсутствие медика в путевом листе? Или за отсутствие путевого листа? И нужен ли он мне вообще? Машиной .

Правомерны ли штрафы за отсутствие у ИП путевого листа и отметок в нем механика и мед. Работника?

ИП занимается междугородными грузоперевозками на автомобиле, который оформлен в его собственность. Обязательно ли заполнять путевой лист на самого себя и ставить отметки о предрейсовом техническом осмотре и мед. осмотре?

Какие санкции за отсутствие путевки в такси?

При наличии лицензии для работы в такси , на своем автомобиле ,но без путевого листа ,какие санкции ко мне могут применить ? ( там где делал лицензию дорогие путевки)

Источники:
http://forums.drom.ru/novosibirsk-life/t1152320854-p4.html
http://www.9111.ru/questions/5267795/
http://www.1gai.ru/baza-znaniy/vajno-znat/518495-nuzhen-li-putevoy-list-kak-sotrudniki-gibdd-razvodyat-voditeley-na-dengi.html
http://autoreview.ru/archive/2015/23/putevka-v-sud
http://pravo-auto.com/shtraf-za-otsutstvie-putevogo-lista/
http://pravoved.ru/themes/%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%83%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0/
http://www.drive2.ru/b/479221869162004957/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию