Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Публичная форма собственности земельного участка – это принадлежность указанного объекта одному из публичных образований, к которым относится государство, регионы РФ и муниципальные образования. По умолчанию, все земли, не переданные в частную собственность гражданам и юрлицам, входят в состав муниципального или государственного фонда. Перевод в частную собственность происходит в рамках приватизационной процедуры.

Что это такое

Законодательные акты устанавливают специальные особенности правового режима публичных земельных участков. Помимо прямого оформления в собственность исполнительных властных органов, в муниципальное ведение переданы и территории, на которых земли не сформированы в виде самостоятельных участков. Перевод таких земель в частные формы владения может происходить без отдельной процедуры установления муниципальной собственности.

Наделы публичных образований могут на легальном основании передаваться во временное или бессрочное владение частным лицам:

  • на основании арендного договора, условия которого регламентируется срок пользования и размер регулярных платежей в пользу собственника;
  • на основании бессрочного постоянного пользования, в том числе на безвозмездной основе;
  • в форме пожизненного наследуемого владения (выделение наделов на указанном праве прекращено с 2001 года, однако ранее оформленные участки могут сохранять такую форму пользования).

Передача частным лицам земли без переоформления права собственности имеет свои преимущества и недостатки. Прежде всего, до приобретения права собственности гражданам не приходится уплачивать ежегодный земельный налог, размер которого связан с показателем кадастровой стоимости и регулярно повышается. Ключевым недостатком такого варианта владения землей является отсутствие возможности распоряжения наделом, в том числе продаже его третьим лицам.

Обращение в публичные властные органы для переоформления прав на землю может быть вызвано различными причинами. Прежде всего, после приватизации возникает возможность использовать участок в качестве предмета различных сделок – продажа, дарение, мена и т.д. Кроме того, собственнику предоставлено право передавать надел во временное платное пользование иным субъектам – для этого может заключаться долгосрочный или краткосрочный арендный договор.

Земля в частной собственности может выступать и предметом обеспечения обязательств. Например, для оформления кредитного договора в банковских учреждениях на участок может регистрироваться залог. Поскольку земля является одним из наиболее ценных и дорогостоящих активов, граждане предпочитают легальным образом закрепить право собственности. Рассмотрим ключевые нюансы различных процедур передачи земли от публичных образований в частные руки.

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. Содержание межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей. Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д. При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли. Например, если надел был предоставлен под строительство жилого объекта, а фактически был возведен производственный комплекс, в реализации права на выкуп будет отказано.

Какие нужны документы

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Для оформления договора на передачу земли в частную собственность будут нужны следующие бланки и формы:

  • заявление на передачу надела;
  • общегражданские паспорта всех заявителей;
  • предварительный акт согласования места размещения участка;
  • документы, подтверждающие легальность пользования землей – арендный договор, распорядительный акт о выделении земли в бессрочное владение и т.д.;
  • межевой план и акт согласования границ;
  • документы, подтверждающие возникновение оснований для приобретения земельного надела (например, справка о многодетном статусе семьи);
  • платежные документы, подтверждающие отсутствие задолженности по арендной плате;
  • заявка на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов аукциона;
  • платежный документ, подтверждающий оплату выкупной стоимости земли.

Оформление приватизационного договора осуществляется в срок, не позднее 30 дней с момента представления бланка заявления и необходимых документов. Если передача земли в частную собственность происходит путем проведения торгов, аналогичный срок предусматривается для публикации извещения и приема документов от соискателей.

После оформления приватизационного договора, его нужно зарегистрировать в службе Росреестра. Если участок ранее не был поставлен на учет в кадастровых органах, эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрационными действиями. В службу Росреестра или Многофункциональный центр представляется следующий комплект документации:

  • заявление о проведении регистрационной процедуры (дополнительно может включаться условие о постановке объекта на кадастровый учет);
  • общегражданские паспорта на каждого потенциального собственника земли;
  • договор передачи земельного надела в собственность граждан;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление выкупной цены земельного объекта (при безвозмездном варианте приватизации этот документ не нужен);
  • межевой план и акт согласования границ надела;
  • платежный документ на оплату госпошлины в сумме 2000 рублей.

В ряде случаев гражданам приходится обращаться в судебные инстанции для принудительной передачи прав на землю. В этом случае дополнительным основанием для регистрационных действий будет являться судебный акт. Регистрационные действия осуществляются в срок не более семи дней, а при подаче документов через систему Многофункциональных центров этот срок увеличится на два дня.

После регистрации договора, переход права собственности фиксируется в госреестре ЕГРН, о чем новый владелец получит соответствующую выписку. С этого момента возникает право распоряжаться землей по собственному усмотрению, а публичная форма собственности на приватизационный участок утрачивает силу.

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
  • получение участка, который не имеет законного собственника (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
  • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).
  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Составление акта передачи земельного участка договору дарения земельного участка поможет защитить свои права.

Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете здесь.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

Критерий Публичная Частная
Субъект Государство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитет Юридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
Налогообложение Отсутствует Присутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицам На правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель) На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицам Практически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств) Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землей Блага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданами Собственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владения В большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам) Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использования Только те, которые предусмотрены законодательством и договором Любые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи). Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную?

Публичная форма собственности земельного участка рассматривается как отнесение надела к собственности соответствующих органов. Это могут быть органы муниципалитета, региона или государства в целом.

Если говорить о наделах, которые находятся в частной собственности, то они включаются в состав фонда государственного или муниципального значения. Допускается возможность перевода одной категории собственности в другую. Это реализуется в пределах процесса приватизации.

Понятие

В законодательстве отражается, что в отношении указанных категорий наделов, устанавливается отдельный правовой режим. Управление реализуется публичными органами. Кроме участков, в отношении которых установлено непосредственное право собственности исполнительного органа, в ведение конкретных муниципалитетов передаются местности, где не произведено формирование на самостоятельные участки. Процесс перевода допустимо проводить в частные владения. Использовать отдельную процедуру не требуется.

В ситуации, когда надел относится к собственности муниципалитета, допускается его передача на законных основаниях в пользование частному лицу. При этом, основание будет использования временное или бессрочное. В качестве основы может выступать арендное соглашение, условия которого устанавливают предельные периоды использования выбранного участка.

Кроме того, в данном акте может предусматриваться величина платежей, которые лицо обязано каждый месяц вносить собственнику территории. Также основание может заключаться в использовании бессрочного использования. Еще один вариант – как пожизненное наследуемое владение.

Стоит указать, что использование данной формы было прекращено в связи с корректировкой законодательства в 2001 году. Если оформление произошло ранее, то допустимо использовать такой договор. Говоря о процедуре передачи наделов в частные руки, нужно отметить, что в данном случае могут быть не только минусы, но и плюсы. В частности, это заключается в том, что до момента получения правомочий собственности гражданин не несет обязанность относительно уплаты налоговых взносов. Величина данного сбора находится в зависимости от стоимости, отраженной в кадастрах. Кроме того, с течением времени этот показатель подлежит увеличению.

ВАЖНО . В качестве основного недостатка указанной формы владения можно указать на то, что нет возможности использовать участок по собственному усмотрению.

Если гражданин принимает решение относительно обращения во властные структуры с просьбой о переоформлении участка в другой формат, то это может быть вызвано разного рода причинами. На первом этапе после проведения приватизации у гражданина появляется шанс использовать надел как предмет разных сделок. К примеру, это дарение или продажа. Помимо этого, владелец земли может давать надел другим лицам для использования на временных основаниях. Это выражается в оформлении долгосрочного или краткосрочного соглашения аренды.

Если участок находится в частной собственности, то он может выступать как предмет обеспечения разного рода сделок. К примеру, такая потребность появляется, когда происходит оформление кредитного соглашения. В данной ситуации нужно зарегистрировать залога. В настоящее время земельный участок рассматривается как более ценный и дорогой актив. По этой причине население предпочитает закреплять на официальном уровне свое правомочие собственности.

Способы передачи участков

Варианты относительно передачи надела в собственность частных лиц отражены в действующих положениях гражданского и земельного законодательства. На сегодняшний день приоритетным направлением рассматривается приватизация на платной основе. Заключение соглашения о купле-продаже происходит после того, как лицо выигрывает в торгах, основанных на конкурсной основе. Также допускается вариант, при котором аукцион не устраивается. Только отдельные категории граждан наделены правом относительно переоформления прав на земельные наделы. В том числе, это семейства, которым придан статус многодетных. В большинстве регионов это семьи, в которых воспитывается не менее трех детей, при условии, что все они не достигли совершеннолетия.

ВНИМАНИЕ . Также воспользоваться таким вариантом могут граждане, которым земельные наделы перешли на основании договора аренды. На этих участках допускается возведение частных домов. Срок действия документа не превышает шести лет. По факту эти граждане должны владеть наделом не менее, чем пять лет.

Кроме того, указанные правила распространяются на лиц, которые получили землю с целью ведения на ней фермерского хозяйства. Период составляет более шести лет. Также учитывается, сколько лет такие граждане владеют участком, минимум – пять лет. В данном случае должно иметь место соблюдение целевого назначения участка.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Кроме того, это работники муниципальных и региональных органов, на которые возложены властные функции. На этих участках допускается строительство частного дома. Стоит обратить внимание на то, что в региональных нормативах могут отражаться иные категории лиц, которые наделены правом относительно использования преференций. Если рассматривать платную основу приобретения надела в собственность, то важно указать, что чаще всего это происходит при помощи организации аукционов. Исключения в данной ситуации отражаются в законодательстве. Инициатива на проведение торгов может исходить как от представителей властного органа, так и от отдельных граждан. В последнем случае человеку потребуется написать соответствующее заявление и направить его в уполномоченный орган.

Можно указать на наличие основных особенностей рассматриваемого процесса, среди которых то, что инициатива может исходить от муниципалитета. Тогда на этот орган возлагаются функции по размещению таких сведений в СМИ. Указать потребуется характеристики, присущие конкретному объекту, а также сроки, в течение которых требуется сформировать и направить заявку. Определение начальной суммы торгов происходит с учетом стоимости кадастрового значения. Определение реализуется при производстве оценки наделов государственными органами. Если процедура касается земель, которые находятся в пределах населенной территории, то потребуется проверить, чтобы надлежащим образом происходило установление пределов участка. Установлено, что к выбранному наделу должны быть уже проведены все коммуникации инженерного типа.

ВНИМАНИЕ . Когда только одно лицо подает заявку для участия в аукционе, то определяется конечная стоимость исходя из того, какая цена, залога в качестве начальной. Именно эта сумма и будет стоимостью для выкупа. Когда властный орган выставляет надел для продажи, то необходимо сначала должным образом провести процедуру установления границ.

С указанной целью нужно получить межевую документацию. Она может быть сформирована только специалистом. Если заявление подается частное лицо, то до получения прав собственности, у этого человека есть возможность самостоятельно заняться формированием межевого плана. Указанный акт рассматривается как основание для постановки на учеты.

Аналогичные функции присущи соглашению о купле-продаже. Межевая документации имеет несколько составляющих, в том числе, это графическая части и текст. Указаны должны быть сведения относительно установленных пределов территории. Потребуется сформировать акт согласования. Это нужно для того, чтобы не возникало разногласий по поводу установленных границ с лицами, владеющими наделами по соседству. В законодательных положениях отражена возможность относительно заключения рассматриваемых соглашений без торгов. Чаще всего, это происходит, когда планируется использовать надел с конкретными целями. В том числе, это ведение хозяйства или строительство дома.

Если гражданин обращается во властные органы субъекта, то потребуется подтвердить наличие законных оснований для составления такого заявления. Кроме того, нужно соблюдать требования, которые отражены в земельном законодательстве. Для примера, когда целью использования надела выступает строительство жилья, а на земле строят комплекс для производства сырья, то властный орган вынесет отказ в предоставлении надела.

Какая документация потребуется?

Процедура приватизации предусматривает в себе несколько составных этапов. В том числе, это оформление документации в уполномоченных органах, а также прохождение регистрации при обращении в Росреестр. Предусматривается, что документация может быть подана во время посещения многофункционального центра. В зависимости от того, какой этап проходит лицо, требуется собрать определенный перечень документации.

ВАЖНО . Если производится заключение договора купли-продажи, то нужно написать заявление на передачу прав на участок, также предоставляются акты, посредством которых удостоверяется личность граждан, участвующих в сделке.

Необходим акт, подтверждающий предварительное согласование местности, где будет находиться участок. Кроме того, необходимо собрать бумаги, которые указывают на легальное использование надела. К примеру, это соглашение аренды.

Нужны межевые акты и документы, указывающие на проведение процесса согласования границ. Гражданин собирает документальные подтверждения того, что есть основания для получения участка. К примеру, это указание на статус многодетных и т.д. Если земля находится в аренде, то предоставляются акты, подтверждающие отсутствие задолженности по арендным платежам. Когда проводится аукцион – нужно подать заявку на участие в нем.

Источники:
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/pravo-publichnoj-sobstvennosti.html
http://jurists-online.ru/pravo/zemelnoe-pravo/zemelnye-voprosy/publichnaya-forma-sobstvennosti-zemelnogo-uchastka
http://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/otkaz-ot-arendy-zemelnogo-uchastka/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию