Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Статья 39.18 . Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 39.18 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 11 августа 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Кто имеет право на предоставление и как получить землю для фермерского хозяйства?

Государство старается всячески оказывать поддержку малому бизнесу, особенно если он развивается в сфере сельского хозяйства. Этим и обусловлена государственная политика, которая предлагает переход от обычного крестьянского хозяйства в статус фермерского.

В таком переходе имеется ряд существенных плюсов, которые в первую очередь связаны с арендой земельных наделов. В этой статье мы поговорим о том, как получить землю для ведения фермерского хозяйства?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Кто имеет право?

В первую очередь необходимо разобраться с тем, кто же вправе на самом деле получить аренду под фермерское хозяйство. Вправе участвовать зарегистрированные юридические лица в качестве фермерского хозяйства или же крестьянского.

Кроме того, имеет право участвовать граждане, которые только намереваются создать свое фермерское хозяйство и пока ещё даже не стали юридическими лицами.

Кроме того, важно отметить тот факт, что принять участие в борьбе за земельный надел в качестве аренды имеют право только те лица, которые подали заявку на участие в торгах, то есть в аукционе который проводит администрация.

Также, эти лица не только должны подать заявку, но и также внести вступительный взнос четко оговоренной суммы. Подобный взнос позволяет вам участие в процедуре торгов, сделает вас возможным претендентом на победу.

Подробнее о том, кто может воспользоваться правом на получение такого участка и при каких условиях читайте в нашей статье.

Условия получения

Для того, чтобы стать обладателем надела под фермерское хозяйство необходимо соответствовать ряду условий.

Первое из них относится к тому, что вы стремитесь получить земельный участок в том же субъекте, а желательно и районе где зарегистрировали свое юридическое лицо.

Кроме кого, у вас должны иметься уставные документы, которые будут регулировать деятельность вашего юридического лица. Также позаботьтесь о том, чтобы ваше фермерское хозяйство получило лицензию на осуществление подобной деятельности.

Очень важно уделить внимание тому, каким образом будет происходить осуществление получения вами земельного надела в аренду. Существует два способа проведения.

В случае же, если вы самостоятельно нашли надел, который хотите арендовать, то вы обращаетесь к административному органу с подобной настоятельной просьбой.

Помните о том, что лицо, участвующее в аукционе или же получающее недвижимость в результате процедуры оформления через администрацию, не должно являться банкротом, а также не способным осуществить оплату за арендуемый земельный надел.

Также, желательно чтобы ваше фермерское хозяйство имело положительный опыт сотрудничества с государством в случае, если вам уже доводилось арендовать землю у администрации. Суммарное соблюдение всех этих условий может стать основанием как для получения, так и отказа в получении аренды на земельный участок.

Как получить землю для фермерского хозяйства?

Как мы уже сказали, существуют два способа, которые помогут вам стать обладателем земельного надела на праве аренды. Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства осуществляется посредством аукциона или бесплатно.

Рассмотрим, какие принципиальные отличия имеются между первым и вторым способом получить землю для КФХ.

За деньги

Первый способ заключается в проведении аукциона. Это значит, что будущий арендатор узнает о том, что земля предоставляется ему в аренду посредством средств массовой информации, также, по объявлению администрации.

Информация о проведении аукциона должна быть опубликована не позднее, чем за 30 дней до проведения самого мероприятия.

Если вы заинтересованы предложением, то далее вам необходимо обратиться в административный орган для того, чтобы подать заявку на участие.

Помимо подачи заявки на участие вам необходимо оплатить вступительный взнос. Он будет четко установлен администрацией для конкретно взятого аукциона. Квитанцию об оплате обязательно приобщить к своей заявке.

После того, как вы выполнили все подготовительные действия, можно переходить непосредственно к процедуре проведения аукциона. В четко установленный срок вы должны явиться в административный орган. На аукционе будет озвучиваться стоимость, а также его основные особенности.

После этого участники аукциона начинают предлагать свою стоимость. Как вы понимаете, побеждает самая максимальная стоимость аренды в месяц.

Лицо, которое предложило данную стоимость при предъявлении заявки, а также квитанции об оплате вступительного взноса, заключает договор об аренде с административным органом власти.

После того, как сделка будет зарегистрирована надлежащим образом в организации Росреестра, вы можете приступать к использованию надела.

Далее о том, как получить землю от государства бесплатно под фермерское хозяйство.

Бесплатно

Вопрос о том, как получить землю под КФХ бесплатно, звучит достаточно часто. Это второй способ получения земельного надела в аренду под фермерское хозяйство и вовсе является простым.

Если лицо, или же юридическое лицо нашло на кадастровой карте объект, который не принадлежит на праве собственности частному лицу или организации, а находится в ведении государства, то он имеет полное право явиться в администрацию для того, чтобы попросить данный надел в аренду.

При этом, необходимо заранее уточнить в органе Росреестра, что данный объект недвижимости действительно никому не принадлежит.

Также следует учитывать, что вам могут отказать в следствии таких причин, как использование земельного надела в целях государства, а также невозможность участия земли в гражданском обороте.

Если участок отвечает всем установленным требованиям, то администрация устанавливает стоимость аренды в месяц земельного надела, ориентируясь на кадастровую стоимость.

Если вас устроит предложение, вы можете оформлять договор аренды, при этом, внести стоимость сразу как минимум за год в качестве задатка. Сделка это обязательна к регистрации, после чего выступаете в свои права.

Более детально о бесплатном получении земли сельхозназначения можно узнать здесь.

Куда обращаться?

Как вы уже поняли, для того, чтобы стать полноправным обладателем земельного надела вам необходимо обратиться в административный орган, то есть орган местного самоуправления. Именно он ведает земельными наделами, которые могут переходить на праве собственности к вам, или же вашему юридическому лицу.

Список документов

Для того, чтобы поучаствовать в аукционе, вам понадобится паспорт или уставные документы, а в случае если речь идет о юридическом лице, квитанция об оплате государственной пошлины в виде вступительного взноса, а также заявка на участие.

Если же речь идет об оформлении аренды в случае, если вы нашли земельный участок самостоятельно, так и в случае аукциона, то вам понадобятся все документы, которые свидетельствуют о том, что у вас открыто фермерское хозяйство, а именно, документы уставные, справки из налоговой инспекции, министерства сельского хозяйства и так далее.

Не забывайте о лицензии на разрешение осуществления подобной деятельности.

Составление заявления

Очень важно правильно составить заявление заявку на просьбу о предоставлении земельных участков КФХ. Помните о том, что данная заявка должна быть составлена на листе A4, при этом печатным шрифтом.

В заявке вы указываете информацию о себе как о юридическом лице, которое намеревается стать владельцем фермерского хозяйства на отдельно взятой территории.

Кроме того, должны быть указаны ваши непосредственные контакты. Еще одной важной информацией, которая должна располагаться в данном документе, является возможное наличие и других владельцев фермерского хозяйства, которая должна быть указана.

Далее вы должны изложить, как намереваетесь использовать конкретно взятый участок, а также описать, на каком основании вы на него претендуете.

После того, как вы изложите в заявлении все свои требования относительно предоставления надела в аренду, вы можете указать дополнительные основания, которые смогут сыграть в вашу пользу или наоборот. После этого вы можете приобщить какие-либо документы к заявлению, а затем, поставить дату и подпись.

Основания для отказа и что делать в таком случае?

Часто бывает так, что вы сделали всё возможное для того, чтобы стать арендатором земельного надела. Вы нашли хороший земельный участок, подали заявление, или же уже успели оплатить вступительный взнос на аукционе. Но администрация сообщила, что подобное поведение невозможно.

По правилам администрация уведомляет о подобном не позднее, чем за 15 дней до мероприятия, в случае вашего личного обращения после рассмотрения пакета документов. Почему же может быть отказано в подобном действии?

На самом деле причин может быть масса. Во-первых, возможно выяснилось, что данный участок ограничен в обороте. Или же вовсе не может в нём участвовать. Это значит, вы не имеете права использовать данный земельный надел, наравне с другими желающими.

Еще одной причиной для отказа является необходимость использования земельного надела самой администрацией в рамках государственных нужд.

Следующее обстоятельство, которое также считается весомым, заключается в том, что вы неправильно сформировали или подали пакет документов. Возможно, вас попросят донести какие-либо бумаги, или их переоформить. Неправильно составленная заявка или же неуплата вступительного взноса является отказом для проведения аукциона.

Если вы являетесь ненадлежащим арендатором, то есть по каким-то причинам не отвечаете требованиям закона, также возможен отказ.

Как видите, причин может быть масса, однако, если вы будете знать заранее о том, с чем вы можете столкнуться, то возможно вы избежите серьезных проблем в дальнейшем.

В других материалах нашего сайта можно узнать о том:

  • как получить землю для ЛПХ бесплатно и оформить участок правильно;
  • как получить землю в СНТ и бесплатно приватизировать.

Заключение

В заключении мы хотим рассказать вам о том, что надеемся, что ваше фермерское хозяйство получит свой надел, и вы будете с успехом осуществлять на нём свою деятельность. Тем более, что теперь вы знаете, как происходит предоставление земельного участка для ведения фермерского хозяйства.

Помните, что срок аренды у государства для таких целей не превышает 3 лет, поэтому, надеемся, что 3 года хватит для того, чтобы развить надлежащим образом свое дело и впоследствии стать собственником этого земельного участка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства

Бесплатно получить землю под фермерское хозяйство можно в собственное владение и в наем с определенным сроком либо бессрочно. Сделать это могут лица, имеющие статус гражданина России, или не имеющие такового. Но при этом свою предпринимательскую деятельность они должны осуществлять в рамках крестьянско-фермерского хозяйства.

Законодательное регулирование

Деятельность КФХ регламентируется положениями гражданского законодательства и ФЗ-74 от 11.06.03г.

Ими определяется возможность создания фермерского хозяйствования ИП и организациями, соответственно и участок передается организациям и предпринимателям.

Основными сферами деятельности фермеров устанавливаются:

  • Производство и перерабатывание продукции сельского хозяйства и продуктов животноводства;
  • Их перевозка, сохранность, реализация.

На угодьях, принадлежащие КФХ, может осуществляться:

  • Растениеводство (выращивание зерна, кормовых и других культур, табака и другое);
  • Животноводство (разведение различных животных – лошадей, коз, овец, свиней, кроликов, выращивание птицы, оленей, верблюдов, шелкопряда, пчеловодство);
  • Овощеводство (сбор орехов, грибов, ягод, выращивание фруктов и винограда).

ВАЖНО! Угодья фермы могут использовать все, входящие в его состав, люди для произведения продуктов для собственного употребления. При этом не потребуется регистрация компании или ИП.

Под фермерским имуществом подразумевается:

  • Земля;
  • Строения и здания;
  • Хозяйственные постройки (склады, сараи и пр.);
  • Мелиоративные сооружения и орошатели;
  • Сельскохозяйственное оборудование и спецтехника;
  • Рабочая скотина и домашняя птица;
  • Машины и инвентарь.

Порядок предоставления участков КФХ, предъявляемые к ней требования и их предназначение определяются в ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

Кто может получить землю

Возможность получить земельную территорию имеют физические лица и компании. Обращаясь за выдачей земли, необязательно регистрироваться в качестве предпринимателя или организации. Но в случае, если планируется предпринимательская деятельность в виде реализации сельскохозяйственной продукции, то придется зарегистрировать её в установленном порядке.

Заниматься фермерством вправе как граждане страны, так и другие люди, имеющие гражданство другого государства. Они могут арендовать землю у частного лица либо у государства, или выкупить её в собственное владение.

Какие угодья могут предоставляться

Земельные площади, выдаваемых КФХ, имеют сельскохозяйственное назначение. Они должны располагаться за пределами сельского поселения и включать различные объекты, на которых находятся леса, поля, водоемы, здания и постройки, дороги, различные коммуникации.

Под защитой государства находятся особенно ценные площади сельхозназначения. К ним относятся территории, стоимость в кадастре которых выше средней в муниципальном образовании на 10%, и искусственно орошаемые или осушаемые наделы.

Представляемый участок считается неделимым, поэтому его владельцы обладают долями в нем без их разделения на части. Поделить его получится только в случае прекращения деятельности фермы.

Представленные угодья могут использоваться в целях, для которых они представлены. Их возможным использованием может служить следующие разновидности:

  • Высадка цветов;
  • Разведение птицы и рыбы;
  • Садоводство и овощеводство;
  • Виноградарство;
  • Пчеловодство;
  • Охотничьи угодья;
  • Для организации рыбного хозяйствования;
  • Сенокоса и выпаса домашнего скота;
  • Создание охранных насаждений леса.

Заявитель может сам определять необходимый размер передаваемого надела.

Необходимые документы

Обращаясь в муниципалитет, помимо заявления потребуется представить:

  • Удостоверение личности лица;
  • Кадастровый паспорт:
  • План участка и выписка из ЕГРП;
  • Постановление административного органа;
  • Платежный документ об оплате стоимости угодий;
  • Квитанция уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий.

Порядок получения земли под КФХ

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
  2. Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
  3. Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
  4. Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:

  1. Выбор подходящего варианта. Подбор можно осуществить:
  • Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
  • Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
  • Выявить информацию на портале Росреестра.
  1. Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
  • Цель использования:
  • Полномочия обратившегося;
  • Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
  • Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
  • Подписанное соглашение о создании КФХ;
  • Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.

Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.

  1. Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
  2. Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.

ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

  1. При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
  • Сумма арендных платежей;
  • Права и обязательства сторон;
  • Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.

Когда срок его действия заканчивается, его можно:

  • Продлить;
  • Расторгнуть;
  • Выкупить надел в собственность
  1. Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.

ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.

Когда могут отказать

Обратившемуся гражданину могут отказать в предоставлении с/х угодий. Причинами для этого могут послужить:

  • Требуемая площадь больше пределов, устанавливаемых администрацией поселкового совета;
  • Представлен не полный перечень документов;
  • Бумаги содержат несоответствия и неточности;
  • Объект обременен правами заинтересованных лиц.

О принятом решении сообщается заявителю с указанием причин отказа. Необоснованность доводов может послужить опротестованию их в судебном порядке.

Можно ли строить на земле фермерского хозяйства

На земельной территории КФХ допускается строительство различных строений несельскохозяйственного назначения. Это могут быть жилые, промышленные и рекреационные здания. Площадь таких построек не может занимать более 30% всего надела. Застройка регламентирована складывающейся практикой муниципального образования и утвержденным проектом.

Чтобы официально оформить жилой дом и прописаться в нем, необходимо чтобы его высота не превышала трех этажей. Для его возведения нужно представить доказательства необходимости постоянного присутствия человека на ферме. Это может быть постоянный уход за животными и другие причины.

Застройка с/х территорий регламентирована положениями ГК РФ, который устанавливает важность соблюдения градостроительных, пожарных, строительных, санитарных стандартов при её осуществлении.

Помимо жилья, собственник КФХ может возводить и другие постройки по своему желанию. Строительство капитальных зданий должно сопровождаться получением разрешения на строительство. Временные постройки могут возводиться без согласования с соответствующими службами. Это могут быть сараи, склады, навесы и иное. Их регистрация в Росреестре не нужна.

Надо отметить, что для развития фермерства в России предоставляются земли с/х назначения в аренду либо в собственное владение. На них могут выращиваться различная продукция либо разводиться скот, рыба и другие животные. Максимальная величина предоставляемой территории будет зависеть от количества участников фермы и нормативов, установленных в регионе.

Порядок предоставления земельного участка КФХ

Экономика России заинтересована в развития села и сельского хозяйства. Рассказываем, как происходит предоставление земельных участков крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) для сельскохозяйственных целей.

Кому дадут участок

Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности:

  • гражданам – для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, огородничества;
  • гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам – для ведения КФХ его деятельности.

Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ, предоставление земельных участков для КФХ основано на том, что граждане/крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на интересующий их земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

То есть, предоставление земельного участка КФХ без торгов законом не предусмотрено. Но это пока (см. справку в конце статьи).

Причём граждане без образования ими крестьянско-фермерского хозяйства подавать заявления о намерении участвовать в аукционе в соответствии с п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ могут. Это подтверждает судебная практика – определение Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 года № 310-кг17-13810.

В соответствии с абз. вторым п. 10 ст. 39.11 ЗК РФ, участниками аукциона могут быть только граждане. А в случае предоставления участка для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности – граждане и КФХ.

Для ведения сельхозпроизводства гражданин вправе использовать земельный участок с/х назначения в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом, КФХ может быть создано одним гражданином – главой такого хозяйства в форме юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 1 Закона от 11.06.2002 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Следовательно, гражданин, организовавший КФХо, вправе выбрать одну из форм – быть ИП или создать юрлицо.

В статье 39.18 ЗК РФ указана целью – предоставление земельных участков для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Значит, порядок предоставления земельного участка КФХ такой: после предоставления земельного участка гражданину ему необходимо:

  • зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 23 ГК РФ);
  • или создать юридическое лицо в форме КФХ (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).

На 2019 год Минсельхозом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Им предусмотрено, что земельный участок предоставляют в аренду без торгов на срок 4 года гражданам и КФХ для ведения соответствующей деятельности. Но есть 2 условия:

  • ранее гражданам и КФХ земельный участок для заявленных целей не предоставлялся;
  • площадь предоставляемого участка не превышает минимальный размер земельного участка, предоставляемого для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Источник: Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития РФ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство или КФХ – это вид бизнеса, который связан с ведением сельского хозяйства. Он предполагает объединение граждан на добровольной основе, совместно владеющих имуществом и осуществляющих производство сельхозпродукции или ведение смежной деятельности.

В российском законодательстве допускается возможность получения земель для организации КФХ.

Что для этого нужно и каковы особенности этой процедуры в России?

Законодательство

Здесь указывается на возможность владения КФХ индивидуальными предпринимателями и юрлицами, т.е. земля хозяйства может быть в собственности как физических, так и юридических лиц.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В качестве основных направлений деятельности фермерских хозяйств приводятся: производство и переработка с/х продукции и продуктов животноводства, ее транспортировка, хранение и продажа.

Участки КФХ могут использоваться для следующих нужд:

  • Растениеводство: выращивание свеклы, картофеля, зерновых, технических, масличных, кормовых культур, табака и пр.
  • Овощеводство, сбор и выращивание грибов, фруктов, винограда, ягод, орехов.
  • Животноводство: разведение овец, КРС, лошадей, мулов, ослов, коз, свиней, птицы, кроликов, оленей, шелкопряда, верблюдов, оленей, пчеловодство, разведение домашних и лабораторных животных, лягушек и червей.
  • Смешанное сельское хозяйство.

Землей в КФХ могут пользоваться ее члены для выращивания продукции исключительно для внутреннего потребления. Законом это не возбраняется.

К имуществу от КФХ могут относится:

  • земельные участки;
  • здания и сооружения;
  • хозпостройки (сарай, амбар и пр.);
  • мелиоративные и иные сооружения;
  • рабочий скот и птица;
  • с/х техника и оборудование;
  • инвентарь;
  • машины;
  • иное имущество.

Порядок выделения земель фермерским хозяйствам, требования к ней и предназначение таких участков прописаны в Земельном кодексе, а также в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Кто имеет право на получение

Право на получение участков под КФХ в России имеют физические или юридические лица. На момент обращения за землей не обязательно регистрировать ООО и ИП (или другую форму собственности).

Организовать КФХ вправе как граждане России, так и лица, у которых нет российского гражданства (иностранцы).

Участок может быть выделен как в собственность, так и аренду на основании заявления.

Землю можно арендовать у государства или частного собственника в статусе физлица или компании. В некоторых случаях этот вариант поможет сэкономить немало времени на прохождении всех бюрократических процедур.

Требования к участку. Виды участков

Участки, которые выделяются под крестьянские и фермерские хозяйства, относятся к землям сельхозназначения.

Они обязательно должны располагаться за пределами населенных пунктов.

В их состав могут входить различные участки, занятые водоемами, лесами, дорогами, коммуникациями, зданиями и сооружениями.

Особую государственную защиту в рамках с/х земель приобретают особо ценные сельскохозяйственные угодья.

Участок земли в КФХ является неделимым: собственники имеют право на долю в нем без выдела ее в натуре. Разделить землю можно в случае прекращения работы КФХ.

Выделенный под КФХ участок должен использоваться по своему целевому назначению.

К видам сельхозземель по их возможному использованию можно отнести:

  • птицеводческие,
  • овощеводческие,
  • садоводческие,
  • цветоводческие,
  • пчеловодческие,
  • рыбоводческие,
  • виноградарские, охотничьи угодья,
  • для создания форелевого хозяйства,
  • сенокошения и выпаса скота,
  • создания защитных лесных насаждений.

Процедура получения

Для граждан предусмотрены несколько способов получения земли под КФХ. Среди них:

  • проведение аукциона по инициативе муниципальных властей или федеральных, если земли в госсобственности;
  • проведение торгов по инициативе граждан с правом выкупа участка в собственность;
  • выделение земли в аренду без торгов для льготников;
  • аренда без торгов на не состоящие на кадастровом учете участки (упрощенная схема).

При получении земли необходимо пройти несколько этапов.

Подбор подходящего участка

Для получения земли под КФХ для начала нужно подобрать оптимальный участок. Это можно сделать 3-мя способами:

  • Путем обращения в муниципалитет и уточнения информации о свободных землях.
  • Администрация должна предложить арендатору несколько вариантов на выбор.
  • Через участие в открытых торгах, информацию о которых можно найти на специализированных электронных ресурсах или в местных СМИ.
  • Самостоятельно найти землю через официальный сайт Росреестра (если на Дальнем
  • Востоке это будет сделать весьма просто, то в Московской области -практически невозможно).

После выбора участка можно обращаться в администрацию за одобрением.

Подача заявление на выделение участка

Для выделения участка гражданам нужно подать заявление в местную администрацию или уполномоченные органы власти.

В нем указывается следующая информация:

  • для каких целей планируется использовать целей;
  • полномочия лица, который подает заявление (например, глава КФХ);
  • условия передачи земель в собственность (платно или бесплатно);
  • факты, которые подтверждают необходимость выделения запрашиваемой площади земли (численность КФХ, объемы производства);
  • заключенное соглашение об организации КФХ.

На рассмотрение поступившей заявки у администрации есть ограничения по времени. Если речь идет о получении земли в собственность или аренду, то это 14 дней. Для рассмотрения проекта по установке границ этот срок не более месяца.

Если планируется заключение договора купли-продажи или аренды, на его подготовку будет не более недели.

Проведение торгов по выбранному участку

После получения заявления от КФХ администрация публикует сообщение о намерении сдать землю в аренду и приглашение всех заинтересовавшихся к участию в аукционе. Если других претендентов не было выявлено, участок предоставляется заявителю без торгов.

Постановка участка на кадастровый учет

В случае получения предварительного одобрения от администрации заявителю необходимо из собственных средств произвести работы по межеванию территории и постановке участка на кадастровый учет. В некоторых регионах расходы возьмет на себя администрация.

Кадастровый инженер проведет границы участка, топографическую съемку и оформит документацию. С полученными бумагами необходимо обратиться в Росреестр для оформления кадастрового паспорта.

Стоит отметить, что если в предоставлении земель в конечном итоге откажут, это не будет являться основанием для возврата затрат на оформление участка.

Заключение договора

После вынесения решения в пользу заявителя КФХ, администрация заключает договор купли-продажи или аренды. При оформлении аренды на срок более года документ подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

По завершении действия договора у сторон есть несколько вариантов: расторгнуть его, пролонгировать или выкупить в собственность (если есть такая возможность).

Переоформление земли в собственность КФХ

Указанный этап не является обязательным.

Но Земельный кодекс предусматривает возможность выделения земли под КФХ в безвозмездную аренду с последующим переоформлением ее в частную собственность при условии использования по целевому назначению в течение 5 лет.

Возможно также выкупить землю у государства практически за бесценок после окончания аренды (если договор это позволяет).

Возможные причины для отказа

Государственные структуры могут отказать заявителю в предоставлении земли. Как правило, в числе причин для отказа значатся:

  • запрашиваемая площадь участка превышает границы, установленные государством;
  • неполная комплектность представленной документации;
  • в документах были выявлены неточности и несоответствия;
  • участок обременен правами третьих лиц.

Стоит учитывать, что на уровне субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные требования к заявителям и документации. Все нюансы стоит уточнять у местных властей.

Какие последствия у вас будут в случае вашего отказа от приватизации? Наша статья как раз об этом!

Как правильно оформить расторжение договора дарения вы прочтете по ссылке.

Возможности застройки

На территории земель КФХ допускается возможность застройки. В частности, здесь можно построить различные здания несельскохозяйственного предназначения: жилые, рекреационные и промышленные постройки. При этом площадь всех строений не должна занимать более 30%.

Процент застройки регламентируется сложившейся местной практикой и проектом застройки, утвержденным муниципалитетом.

Жилые дома высотой не более 3 этажей допускается не только официально зарегистрировать, но и прописаться здесь. Для этого нужно указать причины, которые требуют постоянного нахождения фермера на территории КФХ. Это, например, кролиководство и птицеводство (кролики и птицы требуют постоянного ухода).

Возможность застройки земель КФХ опирается на нормы Гражданского кодекса, в котором указывается на необходимость соблюдения градостроительных, санитарных, пожарных и строительных нормативов при возведении постройки.

В Земельном кодексе также прописано право на возведение жилых и иных строений собственниками участков.

При возведении капитальных строений обязательно предварительно получить разрешение на строительство. Порядок его оформления содержится в Градостроительном кодексе.

Тогда как некапитальные строения можно построить без получения дополнительных разрешений. Это, например, бытовка, навес, сарай и пр. Их оформление в Росреестре не обязательно.

Таким образом, россияне могут рассчитывать на получение в аренду или собственность земли для развития фермерско-крестьянского хозяйства. Под эти цели выделяются земли сельхозназначения, предназначенные для животноводства, растениеводства, овощеводства или смешанных форм деятельности.

Максимальный размер участка зависит от количества членов КФХ и региональных нормативов. Землю может получить любой россиянин или нерезидент РФ в статусе физического или юридического лица. Для получения участка нужно обратиться в местный уполномоченный орган с заявлением. Земля будет предоставлена на общих основаниях по результатам торгов. При немотивированном отказе в выделении надела земли его можно опротестовать.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Определение крестьянского (фермерского) хозяйства дано в статье 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”. Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Правила предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства установлены статьей 81 ЗК РФ. Кроме того, порядок предоставления и приобретения земельного участка для ведения фермерского хозяйства предусмотрен Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 217, 218), Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (ст. ст. 3, 4, 9 и 10).

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности определяется по правилам статьи 12 Закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.

Процедура предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства выглядит следующим образом:

1. Граждане, решившие создать фермерское хозяйство и заинтересованные в получении участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязаны подать в орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти) соответствующее заявление.

2. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

3. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 14 дней после предоставления заявителем кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или в аренду.

5. В течение семи дней после принятия решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления с заявителем заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства. В случае отказа органа государственной власти или органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству он может быть обжалован в судебном порядке.

В статье 4 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” установлены предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Однако согласно пункту 7 ст. 12 Федерального закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9310 – | 7287 – или читать все.

95.47.253.53 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Дата публикации: 29.03.2016 2016-03-29

Статья просмотрена: 2171 раз

Библиографическое описание:

Баянова Н. С. Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 2-3. — URL https://moluch.ru/archive/110/27564/ (дата обращения: 04.11.2019).

Статья посвящена анализу законодательства о порядке приобретения прав на земельные участки для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и выявлению правовых проблем его применения.

Ключевые слова: земельный участок, крестьянское (фермерское) хозяйство, права на земельные участки, аренда земельных участков.

В соответствии с действующим законодательством крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющим производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Фермерские хозяйства в основном осуществляют свою деятельность, используя земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому правовой режим земель крестьянского (фермерского) хозяйства тесно связан с правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения и определяется как Земельным кодексом Российской Федерации [2], так и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, разработка которых была обусловлена вступлением в силу отдельных федеральных законов [1, с.14] и, в частности, принятием Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [3].

Законодательное установление оснований и порядка приобретения прав на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства является особенностью правового режима земель данной категории.

Так, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующее заявление.

Орган местного самоуправления на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, рассматривает данное заявление в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из вышеуказанных заявлений, совершают целый ряд действий.

Во-первых, это опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей, в данном извещении указывается информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей предоставления – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Так же в извещении указывается информация о праве крестьянского (фермерского) хозяйства заинтересованного в предоставлении земельного участка для указанных целей.

В течение тридцати дней со дня опубликования и размещения извещения о предоставлении земельного участка, глава крестьянского (фермерского) хозяйства должен подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право приобретения испрашиваемого земельного участкам на праве аренды или на праве собственности.

Во-вторых, если по истечении тридцати дневного срока опубликования извещения, не поступило в уполномоченный орган иных заявлений от глав крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в установленных границах на кадастровом плане территории и производит подготовку договора купли-продажи земельного участка или договора аренды земельного участка в трех экземплярах после подписания вышеуказанных договор производится государственная регистрация возникшего права на земельный участок согласно заключенного договора.

Однако на практике часто происходит, что уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам на торгах (аукционе) в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ по следующим основаниям:

– схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, определенным земельным законодательством;

– земельный участок, который предстоит образовать или границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным земельным законодательством.

Если органом местного самоуправления будет принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, обжаловать его можно в судебном порядке путем подачи заявления о признании постановления или распоряжения недействительным и обязании уполномоченного органа принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду или в собственность.

Однако при реализации законодательно установленных норм о порядке приобретения прав на земельный участок для рассматриваемого вида деятельности, возникают правовые проблемы. К их числу можно отнести тот факт, что по новым правилам предоставления земельных участков на торгах, в большой вероятности победителем торгов могут признаваться те крестьянские (фермерские) хозяйства, которые смогут в силу своей платежеспособности конкурировать и по размеру арендной платы или выкупной цены за земельный участок. При этом на практике очевидной является тенденция к передаче в дальнейшем победителем торгов земельных участков в субаренду другим субъектам земельных правоотношений.

Представляется, что выходом из сложившейся ситуации может быть законодательное установление запрета на передачу земельных участков, предоставляемых в аренду из состава государственных или муниципальных земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства третьим лицам.

1. Гряда Э.А. К вопросу о проблемах правового регулирования земельных отношений в субъектах Российской Федерации // Экологическое право. 2006. № 5. С.14-16.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ с изм. и доп. от 13 июля 2015 года // СЗ РФ. 200. № 44. Ст. 4147; 2015. №29 (часть I). Ст. 4359 (далее – ЗК РФ).

3. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2014 года // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3018; 2014. №26. (часть I). Ст. 3377.

Источники:
http://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/predostavlenie/ne-svyazannyh-so-stroitelstvom/dlya-fermerskogo-hozyajstva.html
http://law03.ru/land/article/kak-poluchit-zemlyu-pod-fermerskoe-xozyajstvo
http://buhguru.com/spravka-info/poryadok-predostavleniya-zemelnogo-uchastka-kfh.html
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/stroitelstvo/kak-poluchit-zemlyu-dlya-fermerskogo-xozyajstva.html
http://studopedia.ru/4_57193_poryadok-predostavleniya-zemelnih-uchastkov-dlya-vedeniya-krestyanskogo-fermerskogo-hozyaystva.html
http://moluch.ru/archive/110/27564/
http://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/zemlya-pod-rodovoe-pomeste

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию