Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16 О государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка

Управление обеспечения кадастровых и землеустроительных работ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение, поступившее в Росреестр из Минэкономразвития России, сообщает.

В связи с отсутствием сведений об объекте недвижимости: об адресе, местоположении, кадастровом номере земельного участка, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.

Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее – приказ № 412).

На основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом № 412 (далее – Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее – картографические материалы). Кроме того, полагаем, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, кадастровый инженер в том числе может использовать сведения, подтверждающие нахождение объекта недвижимости, в виде картографических материалов более мелкого масштаба, а также иной вспомогательный материал, который не противоречит результатам проведенного межевания – генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.

Вместе с тем в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);

сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Кроме того, согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

В свою очередь наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.

Учитывая изложенное, требования органа кадастрового учета правомерны.

При этом согласно части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Порядок согласования местоположения границ земельных участков регламентирован статьями 39, 40 Закона о кадастре.

Вместе с тем, по мнению УОКЗР, подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером местоположения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка, оформленном в соответствии с положениями статьи 40 Закона о кадастре.

Начальник
Управления обеспечения
кадастровых и землеустроительных работ
Д.А. Молоденков

Обзор документа

При постановке на кадастровый учет, а также уточнении местоположения границ земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется по документам, подтверждающим право на земельный участок. При их отсутствии местоположение границ определяется с использованием карт (планов), подтверждающих фактическое местоположение границ на местности 15 и более лет. В случае их отсутствия можно использовать картографические материалы более мелкого масштаба, план садового товарищества, план БТИ и др.

В разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы материалы картографо-геодезического фонда, или землеустроительная документация, хранящаяся в госфонде данных. Также в качестве справочных документов могут быть использованы ситуационные планы в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках; материалы межевых (землеустроительных) дел; материалы лесоустройства; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (генеральные планы) и иные документы.

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Изменение уникальных характеристик (уточнение сведений о местоположении границ и площади земельного участка)

Если в кадастре отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого участка, при этом в кадастровом паспорте или кадастровой выписке о таком земельном участке имеются записи о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, то по инициативе заинтересованного лица может в установленном порядке проводиться кадастровый учет изменений (уточнений) в указанных сведениях (учет в связи с изменением уникальных характеристик участка) (рисунок 3.1).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если эти документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ранее было установлено, что при уточнении границ земельных участков учитываются сведения, содержащиеся в правоустанавливающем документе, и фактическое землепользование).

кадастровый учет граница площадь

Рисунок 3.1 – Уточнение сведений о местоположении границ и площади земельного участка

Исходя из комплексного анализа норм Закона о кадастре, уточнение местоположения границы земельного участка допускается в следующих случаях:

­ при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;

­ в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

­ в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Под уточнением границ земельного участка понимается уточнение описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным Федеральным законом № 221-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка, которые одновременно являются границами другого (смежного) земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка (п.3 ст.25 Федерального закона № 221-ФЗ).

При уточнении сведений речь идет только об уточняемых земельных участках, требования к которым можно выстроить, изучив перечень оснований для отказа в государственном кадастровом учете, установленный Порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Таких требований получается три:

­ площадь уточняемого земельного участка не должна быть больше площади, содержащейся в системе государственного кадастра недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% от площади земельного участка в государственном кадастре недвижимости (отказ в государственном кадастровом учете на основании п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ);

­ при уточнении местоположения границ земельных участков должен соблюдаться порядок согласования местоположения границ земельных участков, предусмотренный ст.39 и 40 Федерального закона № 221-ФЗ (отказ в государственном кадастровом учете на основании п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ);

­ местоположение границы уточняемого земельного участка должно быть согласовано, за исключением случаев признания границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (отказ в государственном кадастровом учете на основании п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ).

Уточнение допускается, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ, определенных с нормативной точностью.

Межевой план оформляется в виде одного документа в случае, если одновременно уточняется местоположение границы земельного участка и сведения частях земельного участка. Если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

При изменении общей границы земельных участков подготовка документации по планировке территории не требуется.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Для изменения сведений о площади и (или) границах земельного участка необходимо предоставить в орган кадастрового учёта следующие документы:

Заявление о государственном кадастровом учете изменений, составленное по форме приложения № 2 к приказу Минюста России от 20.02.2008 № 34. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости (часть 4 статьи 20 Закона).

Копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок. Представляется при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости.

Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя.

Копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Верность представляемых копий документов должна быть засвидетельствована в порядке, установленном законодательством. Представление такой копии не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет документ в подлиннике. Этот документ после копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю. Местоположение границ определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если разница в значениях площади, указанной в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактической площади такого земельного участка, внесенной в ГКН, не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (если такой размер не установлен, не превышает величину площади более чем на десять процентов), то при отсутствии иных оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации право собственности на такие земельные участки (или соответствующие изменения в ЕГРП) может быть зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке.

Необходимо отметить, что согласно ч.6 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не являются основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

Изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

Кадастровый инженер должен обосновать в заключении уточненное местоположение границ земельного участка и включить в приложение копии документов, определяющих границы:

­ документы, подтверждающие право на земельный участок;

­ или при их отсутствии документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании;

­ или при их отсутствии документы, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков более 15 лет назад, например:

· карты и планы, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости

· фотопланы местности масштаба 1: 5 000 и крупнее.

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 66: 28: 5501001: 110

Уточнение площади земельного участка

Земельный участок является частью поверхности планеты и является уникальным природным ресурсом. Эта уникальность определяется рядом свойств и характеристик, одной из которых являются географические границы, определяющие площадь участка.

Основания проведения уточнения площади земельного участка

При определении координат местоположения границ участка правообладатели нередко сталкиваются с ситуацией, когда фактическая площадь участка не соответствует нормативной, сведения о которой содержаться в государственном реестре и в правоустанавливающих документах.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 03.07.3016 года) определено, что важнейшими характеристиками земельных участков являются местоположение границ и его площадь. Именно границы и площадь участка позволяют индивидуализировать конкретный участок в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.

Таким образом, основанием для проведения процедуры уточнения площади участка будет являться указанное несоответствие фактических и нормативных границ и площади земельного участка.

Правила и пределы уточнения площади земельного участка

Для устранения несоответствия фактической и нормативной площади участка необходимо провести процедуру ее уточнения. Для этого законодательство содержит ряд правил, требующих соблюдения:

1) Уточнение площади участка допускается только в случае несоответствия сведений кадастрового учета нормативным требованиям к описанию положения границ;

2) Уточненная площадь участка не должна превышать площадь, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости (ГКН), на величину, превышающую предельный минимальный размер участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого участка содержатся в ГКН;

3) При уточнении площади участка следует соблюдать требования, установленные для согласования местоположения границ;

4) В процессе уточнения площади участка местоположение границ устанавливается исходя из данных правоустанавливающего документа, а при его отсутствии из первичных сведений, сформированных при образовании участка. В случае полного отсутствия указанных документов, уточнение проводится в соответствии с границами участка, существующими на местности не менее 15 лет, закрепленные с использованием природных или искусственных объектов.

Так как законодательством определен максимальный предел уточнения площади участка, в случае его превышения уполномоченным органом будет принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений. Предельный минимальный размер для земель конкретного целевого назначения устанавливает федеральным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, уточненная площадь участка не должна превышать площадь, сведения о которой относительно этого объекта содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный:

  • Градостроительным регламентом для участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты;
  • Иными федеральными законами для участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Кто осуществляет процедуру уточнения границ?

Осуществлением кадастровой деятельности и конкретных кадастровых работ занимаются кадастровые инженеры, обладающие квалификационным аттестатом.

Кадастровые инженеры также должны состоять членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) в сфере кадастровой деятельности.

Форма осуществления кадастровой деятельности выбирается каждым инженером самостоятельно:

  • Работа в качестве индивидуального предпринимателя.
  • Работа в качестве инженера юридического лица.

Так как все кадастровые инженеры должны состоять в СРО (как предприниматели или в составе штата юридического лица), клиент может выбрать конкретного инженера для выполнения работ по уточнению площади участка исходя из сведений реестра СРО. Выбор инженера может осуществляться с учетом его деловой репутации на рынке кадастровых работ, опытом деятельности, а также отзывов о конкретно выполненных работах от предыдущих клиентов.

Кто принимает итоговое решение об уточнении границ?

По итогам выполнения кадастровым инженером работ по приведению в соответствие фактических и нормативных границ и площади участка, орган кадастрового учета (Росреестр) принимает решение:

  • О внесении изменений в сведения кадастрового учета в части уточнения площади участка земли;
  • Об отказе осуществления кадастрового учета в части уточнения площади участка земли.

Решение об отказе внесения изменений в сведения кадастрового учета принимается в случаях, если в результате данного учета площадь участка, определенная с учетом требований законодательства, будет больше площади, сведения о которой содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% (десять процентов) площади, сведения о которой содержатся в ГКН.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Вопрос по земельному спору

После уточнения площади соседнего земельного участка его граница стала проходить возле нашего гаража. Гараж не капитальный и земля под ним не оформлена. Может ли сосед потребовать убрать гараж от его участка? И сколько раз он может уточнять площадь зу?

Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено их строительство определяются в соответствии с градостроительным регламентом. Градостроительный регламент утверждается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 46 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 предусмотрено, что при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путём возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Согласно требованиям строительных норм и правил ,изложенных в Своде Правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» а ранее в СНиП 2.07.01-89, все вспомогательные хозпостройки на придомовой территории ,а к ним гараж и относится ,должны размещаться на расстоянии в один метр от границы участка(межи). Этим документом разрешается строительство блокированных хозпостроек на соседних участках , т.е. одна общая стена по меже с соседом а далее свои сараи, гаражи и т.д.по обоюдному согласию соседей.

В каком году было принято решение о уменьшении земельных частных участков в черте гороа

В каком году было решении о уменьшении земельных участков в черте города до 6 соток

Добрый день ! Данный вопрос регламентирует Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Статья 13. Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

Статья 13. Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

  1. Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексомРоссийской Федерации и настоящим Федеральным законом.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 2 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П

  1. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 – 6настоящей статьи.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 3 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П

  1. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 4 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П

  1. Если указанное в пункте 3настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П

  1. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

О конституционно-правовом смысле положений пункта 6 статьи 13 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 12-П

  1. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1настоящего Федерального закона.
  2. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 352-ФЗ в пункт 8 статьи 13 внесены изменения

  1. Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности.

Уточнение и изменение местоположения границ и площади участка

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка – внесение изменений в записи Росреестра относительно конкретных характеристик надела по инициативе заинтересованного лица. Процедура проводится в установленном порядке при наличии в Росреестре записи о том, что границы земельного участка не установлены в соответствии с условиями земельного законодательства. Однако даже если границы обозначены в документах, но при этом не были вынесены в натуру, нужно будет провести процедуру уточнения.

Уточнение сведений по местоположению границ земельного участка происходит на основании документа, подтверждающего собственность, а при отсутствии подобного документа – на основании данных, определявших местоположение границ участка земли в момент его образования. Если документы отсутствуют, межой земельного участка признаются границы, действующие на местности более пятнадцати лет и закрепленные природными либо искусственно созданными объектами.

Уточнение местоположения границ участка, стоящего на кадастровом учете, проводится в определенных случаях:

  • в момент приобретения в собственность ранее учтенного надела земли;
  • при спорах с собственниками-соседями;
  • перед продажей участка;
  • при ошибках в кадастровой документации;
  • перед членением участка на несколько наделов;
  • для документального оформления прирезок.

Уточнение границ проводится кадастровым специалистом из состава федерального реестра кадастровых служащих, либо геодезической компанией, владеющей лицензией на проведение межевания.

Последствия отсутствия установленной границы

Если в выписке из ЕГРН имеется запись, что граница участка земли не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, следует задуматься. Это касается потенциального собственника и предстоящей сделки покупки земельного участка. Покупатель должен понимать, что отсутствие установленных границ участка не гарантирует соблюдение прав владельца в отношении прохождения границ участка. Нередко это приводит к спорам, перерастающим в судебные разбирательства.

Если покупатель приобретает участок земли без установленных границ, ему придется устанавливать их за свой счет. Законодательством установлено, что с 1 января 2018 года при заключении любых распорядительных сделок наличие фиксированных границ будет обязательным. Продать, подарить, сдать в аренду либо унаследовать надел без процедуры межевания будет невозможно.

Порядок действий при уточнении или изменении границ

Процедура уточнения осуществляется по инициативе определенных категорий землепользователей. Заказ работ по детализации границ земельного участка и подписание акта согласования уточненных границ вправе производить:

  • собственник надела;
  • обладатель права постоянного бессрочного использования;
  • арендатор земельного участка по договору;
  • обладатель права пожизненного владения;
  • владелец решения исполнительной власти о передачи надела из состава государственных участков в безвозмездное пользование.

Для уточнения границ своей части земли землепользователь выполняет ряд действий:

  • выбирает одну из геодезических компаний;
  • подписывает соглашение на уточнение границ;
  • предоставляет кадастровому инженеру доступ к участку для осуществления топографической съемки;
  • согласовывает с соседями проект межевания, выполненный кадастровым инженером по факту результатов измерений;
  • регистрирует готовый план межевания в кадастровой палате.

Уточнение границ для земельных наделов, поставленных на учет в кадастровом агентстве до 2001 года, проводится в случаях, если границы зафиксированы в проекте межевания территории, на которой расположен участок, однако межевой план на конкретный надел отсутствует.

Увеличение и уменьшение площади при уточнении и изменении границ

Уточнение границ земельного надела с одновременным увеличением площади происходит при необходимости оформления прирезки из земель общего пользования. Такой вариант возможен, когда землепользователь самовольно передвигает фактические границы участка, к примеру, забор либо ограждение, за счет общественных земель – дорог, просек. Увеличение допустимо в случае, если площадь надела меньше нормы, если по документам нельзя определить площадь и ее рассчитают, исходя из фактического положения на протяжении 15 лет.

В результате проведения геодезических работ по уточнению границ возможно также уменьшение площади земельного надела. Основанием для уменьшения площади участка является одна из причин: ошибка в кадастровом и межевом плане либо факт незаконного вторжения на чужую территорию. Для земель различных категорий может быть разная предельная величина площади, и выше предельной увеличить ее не получится. Таким образом, увеличить или уменьшить площадь можно при присоединении либо разделении, выделении участка и при проведении работ по межеванию.

Уточнение по решению суда

Конфликтные ситуации по поводу координат границ с соседями нередко приводят к судебным тяжбам. В результате судебного разбирательства принимается решение об уточнении границ с уменьшением площади участка ответчика при самовольном захвате части соседского надела путем передвижения фактически выделенных границ. При уменьшении площади участка после уточнения границ более, чем на 1/10 часть от первоначального значения, для изменения к межевому проекту прикладывается обоснование уточнения от кадастрового инженера на отдельном листе.

Обращение в суд может следовать после нарушения правил согласования уточнения границ. К процедуре согласование привлекаются все заинтересованные лица, включая:

  • инициатора – собственника земли;
  • соседних землепользователей;
  • кадастрового инженера, отвечающего за измерения.

По результатам работ по уточнению составляется межевой план, имеющий графическую и текстовую части. В графической схематично изображаются границы участка с указанием координат, текстовая предназначена для расчетных обоснований уточнения границ, сведения о наделе, категории земли и типе целевого использования. Акт согласования границ составляется на обратной стороне графической части межевого плана и заверяется подписями заинтересованных лиц. Если границы согласованы без присутствия всех участников, то последние вправе выдвигать требования в суде по повторному уточнению границ.

Исковое заявление и прилагаемые документы

Перед обращением в районный суд для уточнения границ участка земли, заявитель должен ознакомиться с юридически правильной формой искового заявления. При заполнении следует придерживаться следующих правил:

  1. Шапка искового заявления – указывается судебный орган, куда направляется прошение, контакты истца либо его представителя, и ответчика. При оплате госпошлины указывается ее сумма.
  2. Название документа, «Исковое заявление об установлении границ земельного участка», располагается посередине и в конце предложения не ставится точка.
  3. Содержание – указываются данные о земельном участке, принадлежащем истцу, его точный адрес, нумерация по кадастру, информация о проведении межевых работ. Здесь же отмечаются места нарушения границ надела и причины их восстановления.
  4. Законодательные акты и статьи, служащие основанием для вынесения решения.
  5. Определение требования-просьбы:

  • признать сведения, внесенные в кадастровый план ошибочными;
  • установить границы между земельными участками под №№№;
  • Приложение со списком документов-оснований для подтверждения изложенных фактов:

    • ситуационный план;
    • документ о праве собственности;
    • выписка из кадастра, справка либо план;
    • любые документы, изданные уполномоченным органом и подтверждающие местоположение участка и границ.
    • акт согласования границ;
    • квитанция об оплате госпошлины;
    • доверенность представителя (при необходимости).
  • В конце искового заявления ставится дата и личная подпись истца, а также расшифровка инициалов.
  • Подтвердить местоположение границ можно любыми документами, изданными уполномоченным органом и подтверждающими их расположение.

    Сроки и стоимость работ

    Землеустроительные работы не занимают много времени – кадастровые специалисты гарантируют произвести их за 10-14 дней, однако о согласовании границ следует предупреждать соседних землепользователей не менее, чем за месяц специальным извещением. Следовательно, ориентировочный срок изготовления межевого плана занимает около 1,5 месяцев.

    Стоимость межевого плана по уточнению границ участка зависит от его площади и ориентировочно составляет 15 000 – 25 000 рублей.

    Уточнение местоположения границ земельного участка с увеличением и уменьшение площади

    Существует много причин, по которым требуется установление точных размеров земельного участка. Проводить данные работы должны специалисты в области геодезии по инициативе собственника земли или по решению судебного органа. Процедура по уточнению границ регулируется ФЗ № 221 «О кадастровой деятельности».

    Основания для уточнения

    Определение точных границ требуется для тех земельных наделов, которые состоят на кадастровом учете, им присвоен уникальный номер, но при этом межевание не проводилось. Узнать об этом можно из кадастрового паспорта, в котором имеется отметка о том, что границы не установлены. Связана такая ситуация с упрощенной схемой приватизации, проводимой согласно ФЗ № 93, который называют законом «о дачной амнистии».

    Существует ряд оснований, по которым требуется оформление документов с точными пограничными линиями. К ним можно отнести:

    • Приобретение или продажа участка. Оформление документов на передачу собственности другому лицу без наличия точных размеров земли нельзя будет осуществить.
    • Проведение строительства на участке. Впоследствии потребуется регистрация документов на постройку. Без правильно оформленных бумаг на землю такая процедура будет невозможна.
    • При решении спорных вопросов с соседями. При обращении в суд потребуется проведение межевания.
    • При передаче участка по договору дарения или включения его в завещание.
    • Ошибки кадастровой службы. При массовой приватизации установление границ проводилось формально без досконального изучения объекта. Именно поэтому случались ошибки.

    Рассмотрение вопроса по корректировке размеров земельных наделов, граничащих друг с другом, происходит после поступления в кадастровую службу заявления от владельца или по решению судебной инстанции.

    Справка: Если владелец не предполагает никаких действий со своей землей и у соседей не имеется никаких претензий, то заниматься уточнением границ не обязательно.

    Что такое описание местоположения и площади ЗУ

    Процедура уточнения границ требует описание местоположения участка. Порядок данных действий расписан в Приказе Минэкономразвития РФ № 267 от 03/06/2016 года. В нем указано, что при проведении работ по описанию параметров участка должны быть использованы уже существующие документы по землеустройству.

    Само местоположение земельной территории устанавливается определением координат характерных точек участка на плоскости. Под этими точками понимают места на местности, где происходят изменения рельефа или формы участка и где требуется установление межевых знаков.

    Требования и документы

    Согласно статье 22 пункт 10 ФЗ № 221 уточнение пограничных линий земельных наделов осуществляется на основании документа, подтверждающего право владения. При его отсутствии это может быть документ об образовании или выделении участка определенному лицу. Без этих бумаг нельзя подать заявку на установление точных границ земельной территории.

    Для конкретизации размеров земельного участка потребуется вся имеющаяся на него документация:

    • кадастровая выписка из Росреестра, которая содержит межевой план участка;
    • свидетельство о праве владения;
    • технический паспорт при наличии строений;
    • паспорт и заявление собственника.

    Уточнение границ ранее учтенного участка

    Уточнение границ для ранее учтенных территорий имеет свои характерные особенности:

    1. Геодезические работы проводятся с землями, которые уже поставлены на кадастровый учет, но при этом их границы не имеют четкого определения.
    2. Процедура уточнения должна включать в себя обязательные межевые работы на местности с предварительным изучением документов на землю.
    3. После работ по коррекции границ участка возможно незначительное изменение его площади. Допустимым считается отклонение на 10%. При этом требуется составление акта о том, что соседи не имеют претензий на изменение границ смежных территорий.

    Как изменить границы после межевания

    После проведения межевых работ и выявления некоторых отклонений от ранее намеченных границ требуется оформление документов, которые позволят внести изменения в разделение территории между соседями или увеличение участка за счет свободных, прилегающих к нему земель. Для этого кадастровый инженер прилагает к межевому делу пояснительную записку. Ее рассматривает кадастровая служба и выносит решение. В случае отказа он должен быть обоснован.

    Участок без постановки на кадастровый учет

    Если земельный надел не был поставлен на кадастровый учет, то его владельцу необходимо сделать это в срочном порядке, так как стать полноправным собственником земли он сможет только после занесения его в Единый Реестр (ЕГРН).

    Согласно ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» с 1 января 2018 года без постановки на учет в службу кадастра владелец участка не сможет распоряжаться им. Кроме того, если в течение 5 лет земельный участок не будет внесен в списки учтенных в ЕГРН, то муниципальное образование сможет в судебном порядке рассмотреть вопрос о переходе права собственности к другому лицу, например, муниципалитету, без фактического оповещения об этом владельца, так как участок будет иметь статус свободной земли.

    Поэтапный порядок действий

    Процедура установления точных границ земельного участка обычно проходит в несколько этапов.

    1. Начальный этап характеризуется подготовительными работами, связанными с поиском организации, которая занимается геодезической деятельностью и имеет лицензию на ее проведение. Потребуется написать заявление от имени владельца с указанием причины обращения. Далее проводится сбор собственником участка нужных документов, список которых обычно предоставляют кадастровые работники. Они изучают документацию и определяют предстоящий план мероприятий по уточнению границ. Владелец заключает договор о проведении уточняющих межевых работ на его участке. Требуется также оповестить всех владельцев смежных земель о предстоящих действиях.
    2. Кадастровый инженер на местности проводит геодезические работы с использованием специальных инструментов и приспособлений. Он определяет координаты поворотных точек, решает о вопрос о правильности уже имеющихся установленных межевых знаках или о необходимости их переноса. С результатами своей работы кадастровый специалист знакомит владельцев смежных участков. При их согласии составляется Акт согласования. Если кто-то из соседей имеет возражение, то это также заносится в документ.
    3. При наличии согласия всех владельцев кадастровый инженер проводит работы по изменению границ путем переноса уже имеющихся межевых знаков или установки новых для уточнения рельефа местности и формы участка.
    4. Происходит оформление документации, в которой указываются новые уточненные границы.
    5. На основании проведенных работ требуется переоформление документов в кадастровой службе. Все изменения должны быть внесены в кадастровый паспорт.

    Уточнение границ может проводиться с увеличением площади за счет объединения нескольких участков, присоединения свободной территории или разрешения спорных ситуаций между соседями. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

    • Желание собственника и соседних владельцев. Соседи могут быть против, если присоединение свободной земли будет мешать им, например, при подъезде к своему участку.
    • Наличие свободных земель, прилегающих к данному наделу. Эти земли могут находиться в муниципальной или федеральной собственности, или быть неучтенными. В первом случае необходимо получить разрешение властей на присоединение земель к своему участку.
    • Присоединяемый земельный надел должен быть той же категории разрешенного использования.

    Уточнение границ с уменьшением территории земельного надела встречается гораздо реже. Это происходит обычно в результате разрешения споров между соседями или при ошибочном разграничении земли кадастровой службой. Согласно статье 42.8 ФЗ № 221 уменьшить участок нельзя более, чем на 10% от его площади, заявленной в ЕГРН. При несогласии дело направляется в суд.

    Сроки и стоимость выполнения работ

    На стоимость и сроки проведения работ влияет ряд факторов:

    • площадь земли, на которой проводятся геодезические измерения;
    • дальность расположения местности от нахождения организации, которой заказываются работы;
    • рельеф рассматриваемой территории: наличие болот, лесонасаждений, холмистость местности;
    • категория земель, на которой расположен участок.

    Сроки по уточнению земель определяются от 2-х недель до месяца. Средняя цена колеблется от 5 до 15 тыс. рублей.

    Далее представлен образец межевого плана:

    Процедура уточнения границ участка позволяет его владельцу стать полноправным хозяином небольшого земельного надела. Он сможет проводить с ним любые юридические операции, заниматься строительством без угрозы сноса построенного сооружения, урегулировать отношения с соседями. Также в результате уточнения можно увеличить территорию своего участка при наличии свободных прилегающих земель.

    • Заявление на проведение работ по уточнению границ.
    • Пояснительная записка об уточнении границ ЗУ.
    • Заявление на разрешение муниципалитетом присоединения земельной территории.
    • Акт согласования границ.

    Источники:
    http://studbooks.net/1077637/pravo/utochnenie_mestopolozheniya_granits_ploschadi_zemelnogo_uchastka
    http://advokat-malov.ru/zemelnyj-uchastok/utochnenie-ploshhadi-zemelnogo-uchastka.html
    http://www.landatlas.ru/zemleustroystvo/granicy-uchastka/utochnenie-i-izmenenie-mestopolozheniya-granic-i-ploshchadi-uchastka.htm
    http://georeestr.com/zemelnyj-uchastok/kadastrovye-raboty/mezhevanie/utochnenie-granits/kak-utochnit-grani.html
    http://law03.ru/land/article/uvelichenie-ploshhadi-zemelnogo-uchastka

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию